Нужно говорить откровенно: Поднебесная уже узурпировала вожделенную «электромобилизацию». Однако дело этим не ограничилось. Как видим, китайцы так «разогнали» свой автопром, что ему стало тесно в национальных рамках и он уже начинает завоёвывать и европейские рынки! Но если китайские «ученики» переплюнули своих европейских «учителей», не могут ли теперь подопечные учить своих наставников? Оказывается, ещё как могут — ещё и с выгодой для европейцев, утверждают эксперты.
Предыстория
Возможно, кто-то ещё помнит, что премьер-министр Италии Джорджа Мелони во время переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине в начале этого месяца заявляла примерно следующее:
— Италия надеется на углубление сотрудничества с Китаем в области экономических и торговых инвестиций, электромобилей, искусственного интеллекта и других сферах…[Италия] выступает против торгового протекционизма.
Так говорила премьер-министр, очевидно, намекая на введённые 4 июля ЕС драконовские пошлины на батарейные машины из Поднебесной.
Си Цзиньпин, в свою очередь, тогда сказал о том, что «Республика [КНР] также готова изучать кооперацию в таких областях, как электромобили и искусственный интеллект», и выразил надежду на то, что «Италия обеспечит справедливую, прозрачную, безопасную и недискриминационную бизнес-среду для развития китайских компаний».
К чему это мы?
Фердинанд Дуденхёффер и его громкое интервью
Дело в том, что на этой неделе большую шумиху в информационном пространстве наделало интервью известного немецкого автоэксперта Фердинанда Дуденхёффера, экономиста, профессора и директора Центра автомобильных исследований (CAR) Университета Дуйсбург-Эссен.
Когда Дуденхёффера спросили о том, как он оценивает будущее немецкого автопрома, то профессор сказал примерно следующее:
— У немецкого автопрома есть будущее, но оно будет тяжёлым — и не только для BMW, Mercedes и Volkswagen. Сложности коснутся и субпоставщиков, таких как Bosch, ZF — это тоже важные работодатели.
Эксперт отметил, что в Германии машиностроение сейчас находится в трудной ситуации, и его состояние можно описать одним числом [на «контрасте»] — количеством проданных гибридных автомобилей и электрокаров…в Китае.
Справедливо? Здравое зерно в этом сравнении точно есть.
Берите пример с Италии
Соответственно, говоря о том, как улучшить положение немецкого автопрома, Фердинанд Дуденхёффер привёл в пример те самые договорённости, которых удалось достичь итальянскому премьер-министру в ходе недавнего визита в Китай.
Если говорить простыми словами, то немецкий эксперт со своей стороны высоко оценил подход Италии к стимулированию китайских автопроизводителей строить заводы в самой Италии и открыто выступил против протекционистских тарифов, которые вводит Евросоюз в отношении «электричек» из Поднебесной (а вместе с Евросоюзом — США, Турция и Канада).
Более того, Дуденхёффер выступил с прямым предупреждением о возможном «конце автомобильной промышленности в Европе»:
— Мы всё чаще вынуждены прощаться с автомобильной промышленностью в Европе, — заявил эксперт в интервью газете Ö1 «Mittagsjournal».
Экономист вновь обращается к Италии, которая, по словам Дуденхёффера, в настоящее время пытается найти «путь спасения — золотую середину» при помощи Китая (главным образом, под эгидой премьер-министра Джорджии Мелони). И, добавляет Фердинанд Дуденхёффер, «неважно, что Комиссии ЕС это не нравится. В любом случае, за электромобилями будущее».
Хотя, здесь, например, ряд японских производителей (привет «Тойоте»!) точно бы поспорили с немецким экспертом.
«Вассал моего вассала — не мой вассал»
Почему столь авторитетная личность европейского автопрома полагает, будто бы тот подход, который практикует сейчас Италия, фактически позволяя «подмять» местное автомобильное производство под Китай, всё-таки правильный и в реальности несёт массу преимуществ — не только для Китая, но и для самой Европы тоже?
Фердинанд Дуденхёффер, отвечая на подобные вопросы, говорит следующее:
— Партнёрство с Китаем в секторе электромобилей, подобное тому, которое Италия в настоящее время планирует наладить с Dongfeng и в рамках которого хочет разместить завод в своей стране, с большой вероятностью будет успешным потому что китайцы понимают и управляют электромобилями и цепочками создания стоимости гораздо лучше, чем мы [имеются в виду европейцы, европейские автомобильные компании].
По словам Дуденхёффера, китайские автокомпании (производители электромобилей тоже) «постоянно масштабируют производство и имеют все предпосылки для того, чтобы производить автомобили дешевле зарубежных конкурентов…а выпуск аккумуляторов также «нашёл новый дом» в Поднебесной».
Хватит (-не) на всех
Далее ещё одна проблема, которая обозначается автоэкспертом, — это так называемое «финансирование для всех». Вот что про это говорит профессор Дуденхёффер:
— Мы не воспользовались временем в Европе и проспали…Нам нужно наращивать темпы, нам нужно финансирование для всех…Потому что любой, кто не выйдет на рынок сейчас и не позаботится о нём сейчас, потеряет будущее и потеряет рабочие места.
Говоря об этом, экономист также призывает выделить государственные деньги для…самих китайских производителей, чтобы те могли строить заводы…в Европе. А высокие импортные пошлины в качестве меры защиты Фердинанд Дуденхёффер называет ошибкой и «неправильным пониманием ситуации в отрасли».
Люди, инновации и снижение затрат — превыше всего
Собственно, напоследок про Италию. В Италии сейчас всерьёз обеспокоены упадком местного автопрома — это факт. Ещё сильнее обстановку нагнетают широко освещаемые в различных источниках сообщения ассоциации профсоюзных организаций автомобильной промышленности Италии.
Везде профсоюзы выступают с предупреждениями о возможной потере десятков тысяч рабочих мест «из-за событий в международной автомобильной промышленности».
Короче: чтобы выжить и дальше существовать не себе в убыток, немецкие, итальянские, а с ними и остальные европейские автопроизводители должны стать более конкурентоспособными и независимыми в области технологий аккумуляторных элементов и ПО, главным образом, для всё более «умных» электромобилей.
Эта отрасль в Европе должна стать более инновационной, а производство при этом менее затратным. Сокращение же персонала, очевидно, является неизбежным и должно рассматриваться как следствие перехода к электромобилям или…ну или как попытка рационализации и цифровизации всех процессов в производстве и управлении автомобилями — электрическими, конечно же, тоже. Только успешная ли попытка?
Источник: 5koleso.ru