Хотя все дети развиваются в своем ритме, для обретения каждого нового навыка существуют определенные возрастные рамки. И особенно они важны в первый год жизни. Заметные отклонения от этих норм — сигнал для родителей, что у малыша могут быть скрытые сложности, которые чем дальше, тем сильнее будут влиять на общее развитие. Отследить их вовремя — значит вовремя помочь и по возможности скорректировать проблему.
Фото: freepik.com
Статью комментируетВарвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Первые полгода: самые строгие границы
В течение первого полугодия врачи измеряют нормативные границы не месяцами, как это будет позднее, а неделями. Каждая дополнительная неделя задержки от установленной нормы — красный флаг для родителей.
4 недели: улыбка
Дружба начинается с улыбки, и правильное развитие ребенка тоже. В норме малыш должен освоить этот простой навык уже к месяцу. Кто-то умеет улыбаться даже в первые дни после рождения. А вот если малыш и после шести недель не реагирует радостью на появление родителей, это считается тревожным знаком, который идет в копилку сигналов, указывающих на расстройства аутического спектра.
Фото: freepik.com
4–6 недель: удержание головы, лёжа на животе
Следующая веха — умение малыша поднимать головку из положения лежа на животе. Если навык не проявился к полутора месяцам, это признак нарушения мышечного тонуса. Либо ребенок в целом ослаблен и ему не хватает сил. В первом случае обычно достаточно курса массажа, чтобы помочь малышу догнать сверстников в развитии, во втором потребуется полное обследование, которое покажет, почему ребенок слаб. Если же проблему не зафиксировать сразу, она отразится и на дальнейшем развитии: малыш сначала криво сядет, потом плохо поползет, с трудом будет осваивать ходьбу или даже речь.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Из-за того что ребенок затрачивает больше времени на развитие базовых моторных навыков, это время, по сути, крадется у периода, когда он должен уже перейти к освоению следующих ступеней развития, в том числе речи и сложных координационных движений.
Фото: photorobus.ru
8–16 недель: контакт «рука — рот» и «рука — рука», поворот набок с удержанием головы
Если к 2–3 месяцам малыш не начинает активно тянуть руки в рот, это говорит о нарушениях в сфере интереса к своему телу, а значит, и к сфере изучения окружающего мира. Скорее всего, позже появятся проблемы с ориентацией и трудности с пространственным восприятием. Пока малыш не поймет, где у него самого верх и низ, глазки и ушки, он не сможет полноценно взаимодействовать и с окружающим миром: даже после года возможны значительные нарушения координации вплоть до невозможности понять смысл терминов «верх» и «низ», «право» и «лево».
К 3–4 месяцам ребенок находит рукой не только ножку, но и вторую ручку, а также начинает совершать первые повороты набок с хорошим крепким удержанием головы. Отсутствие этих навыков должно подсказать родителям, что им пора показать малыша неврологу и организовать курс массажа.
Фото: unsplash.com
Полгода: переворот на живот
К 5–6 месяцам ребенок учится переворачиваться со спинки на животик. Малыш с хорошо сформированными мышцами без труда может совершить такой фокус, и эта веха считается одной из наиболее важных и основополагающих для дальнейшего развития. Трудности в переворотах говорят о настоящих и, как следствие, будущих проблемах с телом, в числе которых все что угодно — от гипотонуса до ДЦП.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Отслеживая моторные навыки ребенка, очень важно придерживаться рационального баланса между осознанностью и умением не тревожиться без надобности. Отставание в каком-то одном навыке — еще не стопроцентный сигнал опасности. Вот когда малыш отстает буквально по каждому пункту, нужно всерьез задуматься о помощи специалистов.
Фото: photorobus.ru
Второе полугодие: можно расслабиться, но не сильно
После шести месяцев моторные навыки малыша уже можно контролировать с меньшей степенью напряжения: если до этого он развивался по календарю, скорее всего, и дальше дело пойдет по плану. Однако бдительности терять не стоит. И если отклонения уже были, следить за дальнейшим развитием ребенка нужно все так же пристально.
6–8 месяцев: контакт «нога — рот», наклонное сидение и хватание предметов
Все три навыка малыш осваивает примерно в одно время, и все три — важный маячок на пути развития. Кусание ножек помогает развить координацию, наклонное сидение с опорой на ручки указывает на правильное развитие мышц спины, а осознанное желание схватить доступный предмет говорит об интересе к окружающему миру.
Фото: unsplash.com
7–9 месяцев: переворот с живота на спину и ползанье по-пластунски
И обратный переворот с живота на спину, и первые ползательные движения требуют от малыша хорошей координации, а также достаточно развитой мускулатуры всех частей тела. Это сложные моторные навыки, отсутствие которых к полным девяти месяцам должно всерьез насторожить.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Тут важно понимать, что не только задержка, но и слишком раннее ползанье тоже может говорить о проблемах в развитии. Если малыш стремится ползти до семи месяцев, значит, его толкает на такие подвиги не столько любопытство, сколько внутренний дискомфорт. Обычно — сильное внутреннее психическое напряжение, которое может быть вызвано самыми разными причинами.
Фото: unsplash.com
8–9 месяцев: ползанье на четвереньках и сидение с ровной спиной
Если у ребенка отсутствовало ползание по-пластунски, вариант с перемещением на четвереньках должен быть пройден обязательно. Или наоборот. Главное, чтобы присутствовал минимум один из способов передвижения. Если ребенок полностью пропускает этап ползания, это признак нарушений межполушарного взаимодействия. И в том и в другом случае требуется консультация невролога.
Примерно к этому же времени у ребенка окончательно формируется умение сидеть с ровной спиной, без поддержки и потери равновесия.
Фото: freepik.com
9–11 месяцев: вставание у опоры, первые шаги с поддержкой и длительное стояние
Долгожданное время, когда малыш принимает вертикальное положение. Все начинается с осторожного неровного вставания у опоры (как правило, в кроватке), а затем очень быстро ребенок обучается стоять прямо и уверенно. Параллельно этому он пробует делать первые шаги с поддержкой родителей.
12–14 месяцев: самостоятельная ходьба
И вот, наконец, время сделать самостоятельные шаги, не держась за мамину руку. Малыш горд и счастлив, он совсем как взрослый может теперь сам изучать окружающий мир. Даже если у ребенка были какие-то задержки, но к году он пошел, родители в целом могут выдыхать: малыш смог скомпенсировать все свои трудности в развитии. Если же не пошел, а плюсом к задержке в физическом развитии идет речевая (нет первых слов, указательного жеста), а также отсутствует интерес к окружающему миру, консультация невролога нужна как можно скорее.
Фото: unsplash.com
Если ребенок пошел раньше, это, как и раннее ползанье, тоже не очень хорошо. Такое моторное опережение нередко свойственно детям с аутизмом или сильным психическим напряжением.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Задержка одного из навыков на месяц-полтора часто бывает вызвана обычным стрессом или физической слабостью, и это некритично. Задержка всех навыков на два-три месяца дает основание для подозрения серьезных нарушений психического развития.
Нормативные сроки появления двигательных навыков в одной таблице
Навык | Норма появления | |
Улыбка | 3–5 нед. | |
Удержание головки в положении на животе | 1–1,5 мес. | |
Контакт «рука — рот» | 1,5–2,5 мес. | |
Контакт «рука — рука» | 3 мес. | |
Переворачивание на бок + удержание головы | 3 мес. | |
Переворот на живот | 5–6 мес. | |
Контакт «руки — ноги» | 5–7 мес. | |
Контакт «ноги — рот» | 6–8 мес. | |
Наклонное сидение | 6–8 мес. | |
Произвольное хватание | 6,5–8 мес. | |
Переворот с живота на спину | 8–9 мес. | |
Ползание по-пластунски | 7–9 мес. | |
Ползание на четвереньках | 8–9,5 мес. | |
Умение садится самостоятельно с прямой спиной | 8–9 мес. | |
Вставание у опоры | 9–11 мес. | |
Приседание у опоры | 10–13 мес. | |
Первые шаги с поддержкой | 9–11 мес. | |
Самостоятельное стояние | 9–11 мес. | |
Самостоятельная ходьба | 12–14 мес. |
А дальше?
К 2,5–3 годам шаги у малыша становятся ровными. Он может несколько секунд простоять на одной ноге, а поднимаясь по ступенькам, ставит ножки поочередно. Он умеет прыгать на одном месте, кататься на трехколесном велосипеде и ходить по узкой линии в ширину двух своих ступней.
К 3–4 годам ребенок способен бросать крупный мяч (15–20 см в диаметре) в сторону цели и ловить его. Прыжки становятся скоординированными, с согнутыми ногами. Он умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии.
Фото: unsplash.com
В 5 лет малыш пройдет по узкой дорожке шириной в одну свою ступню или по бревну шириной 15–20 см. Поймает мяч любого размера и кинет его точно в цель. Без страха спрыгнет с небольшой высоты, нарисует любые линии и скопирует простые геометрические фигуры.
К 6 годам ребенок уверенно прыгает с разбега, ловит мяч одной рукой, умеет ходить боком по бревну, свободно рисует карандашами и красками, точно вырезает ножницами крупные детали.
В 7 лет ребенок может спокойно разместить буквы и цифры на строке.
Источник: tea.ru