Электромобиль «Атом» готовится к запуску серийного производства: «КАМА» объявила о завершении тюнинга шасси и зимних калибровок систем стабилизации электрокара для разных режимов. Чего удалось достичь — и что дальше? Подробности и масса фото с испытаний нового россйского электромобиля.
Завершены доработки шасси и зимняя калибровка системы стабилизации нового российского электромобиля «Атом». Команда «Атома» провели работы для двух основных режимов вождения — для спокойной (комфортной) поездки и для более динамичного передвижения. Заявляется, что удалось достичь всех целевых показателей, и система стабилизации демонстрирует стабильность работы в зимних условиях. Электронную систему курсовой устойчивости будут дорабатывать в летний период.
Зачем это
Говоря о калибровке (тюнинге) шасси нового электромобиля, нужно в первую очередь упомянуть, что сюда включены такие операции, как настройка подвески, рулевого управления и электронных систем — с целью достижения оптимального баланса между динамикой и устойчивостью.

При этом в процессе калибровки шасси инженеры адаптируют характеристики амортизаторов, стабилизаторов и рекуперативного торможения, чтобы достичь того самого баланса — между энергоэффективностью и плавностью хода. Особенно внимание уделяют работе систем стабилизации и контроля тяги — это важно для безопасности на разных покрытиях и в различных погодных условиях.
Испытания проводят на специализированных полигонах, а также в реальных условиях, включая и экстремальные климатические тесты.
Инженеры указывают, что во время испытаний шасси показало отличные результаты, особенно это касается устойчивости и надежности в условиях низких температур. Достичь таких показателей сумели во многом благодаря платформе, которую в предварительном порядке тестировали на функциональных прототипах.
Режимы работы
Для нового электромобиля «Атом» предусмотрено несколько режимов, которые позволяют адаптировать характеристики под стиль управления и энергопотребление.
Первый режим — для спокойной (комфортной) езды, когда электромобиль «Атом» предлагает пользователю ехать с плавным ускорением и оптимизирует расход энергопотребления для максимального увеличения запаса хода. Вдобавок, в этом режиме обеспечивается максимальная стабильность при разгоне и маневрировании на скользких покрытиях.
В динамичном режиме активируются более резкие характеристики вождения, благодаря чему увеличивается отклик на педаль газа, пользователю доступны более агрессивное ускорение на прямой, а также большая скорость прохождения поворотов. С другой стороны, в таком режиме повышается расход энергии и снижается запас хода — и это необходимо учитывать.
Платформа электромобиля «Атом»

Сам электромобиль «Атом» создан на платформе собственной разработки компании; электродвигатель располагается на задней оси и выдает максимально 204 л. с. Из-за того, что здесь нет приводных валов передних колес, значительно снижается минимальный радиус разворота — до 4,9 метра.
Тяговая батарея располагается в полу электромобиля, т. е. внутри колесной базы, которая составляет 2 635 мм. Благодаря такому расположению обеспечивается низкий центр тяжести, сбалансированная развесовка 53/47% (задняя ось / передняя ось). Вся подвеска — независимая (сзади — «многорычажка», спереди — стойки McPherson). У «Атома» все тормоза — дисковые, а дорожный просвет при конструктивной нагрузке составляет 170 мм.
Калибровка, испытания и настройки

Далее, как настраивали шасси и проводили все калибровки. Ранее уже рассказывалось, что испытания и настройки шасси проводились на функциональных прототипах («мулах»). В рамках данного этапа построили всего 13 автомобилей на базе платформы, и здесь первоначальная цель заключалась в том, чтобы можно было довести конструкцию автомобиля до того уровня, когда «Атом» будет управляться предсказуемо без каких-либо электронных систем.
В настоящее время калибровки продолжаются — на предсерийных электромобилях, где уже активированы системы помощи водителю — стабилизации, ABS, курсовой устойчивости.
Настройка шасси включает в себя два основных этапа:
— Тюнинг шасси (пружины, амортизаторы, стабилизаторы поперечной
устойчивости, резинометаллические шарниры подвески, рулевое управление)
— Калибровка систем стабилизации (ABS, контроль тяги, система курсовой устойчивости)
Электронные «помощники» и рекуперация

Все процессы выполняются последовательно на каждой фазе разработки электрокара — и на функциональных прототипах, и на предсерийных машинах. Напомним, что в «Атоме» есть несколько электронных ассистентов. Среди них:
— Система контроля устойчивости (VDC, Vehicle Dynamic Control)
— Антипробуксовочная система / система контроля тяги (TCS, Traction control system)
— Антиблокировочная тормозная система (ABS, Anti-lock Braking System)
— Система помощи при движении в гору (HHC, Hill Hold Control)
— Автоматическое удержание автомобиля на месте (AVH, Auto Vehicle Hold)
— Система предотвращения опрокидывания (ROM, Roll Over Mitigation)
— Контроль спуска с горы (HDC, Hill Descent Control).
В электромобиле «Атом» эти электронные системы работают в связке с рекуперативным торможением.
Что дальше?
Дальше нужно решить еще ряд задач по донастройкам «Атома». Это настройки высоковольтной системы (HVS, High Voltage System) и оптимизация алгоритмов обмена сигналами между блоком интеллектуального датчика аккумулятора (IBS, Intelligent Battery Sensor), бортовым БУ электромобилем и БУ двигателем — именно они играют ключевую роль в электронной системе стабилизации (ESC).

Этим летом разработчики намерены откалибровать систему стабилизации ESC и систему контроля давления в шинах (iTPMS) — на прототипах электромобиля «Атом». В этот же период проведут настройку режимов рулевого управления. А затем пройдут финальная настройка и приемка машины на полигоне НАМИ, где, как обещают, машина будет «практически готова к эксплуатации».
Комментарий разработчиков электромобиля
Антон Егошин, руководитель группы по виртуальной валидации электромобиля «Атом»:
— При настройке шасси и калибровке систем стабилизации перед нами стояла задача получить характеристики комфорта и безопасности, присущие автомобилю более высокой категории, вместе с тем в полной мере использовав преимущества компактной заднеприводной платформы для повышения маневренности и управляемости.
— Заложенная кинематическая схема с многорычажной задней подвеской и просчитанной эластокинематикой работы шарниров позволила создать динамичную и интересную в управлении машину при достаточно мягкой и комфортной подвеске. Вариативность режимов системы курсовой устойчивости делает автомобиль подходящим для водителей с самым разным опытом и уровнем подготовки.

Запуск серийного производства электромобиля «Атом» намечен на 2025 год.
Источник: 5koleso.ru