Что привело ученого в 1887 году в Кисловодск, трудно предугадать.
Фото: МК-Кавказ
Известный российский ученый Василий Ключевский изначально собирался стать священником. Однако на последнем курсе епархии принял решение отказаться от духовного сана, и в 1861 году стал студентом Московского университета. В свободное время Василий подрабатывал репетитором, чтобы обеспечить себя и помогать матери и сестрам, которые остались в Пензе.
В 1865 году Ключевский завершил обучение в университете и защитил кандидатскую диссертацию под названием «Сказания иностранцев о Московском государстве». Эта работа была удостоена золотой медали, и молодого ученого оставили при кафедре для подготовки к профессорскому званию. После успешной защиты магистерской диссертации в 1871 году ему было предоставлено право преподавать в высших учебных заведениях. Увлечение историей привело его к написанию множества научных трудов, а лекции Ключевского собирали полные аудитории. Он вел занятия по истории в Александровском военном училище, на Высших женских курсах, в Московской духовной академии и в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1879 году Ключевский занял должность заведующего исторической кафедрой Московского университета, сменив на этом посту своего научного руководителя — Сергея Соловьева.
Что привело ученого в 1887 году в Кисловодск, трудно предугадать. В это время профессиональная карьера Василия Осиповича складывалась успешно, он стал проректором Московского университета и деканом историко-филологического факультета. А вот в плане общественного влияния у Ключевского было неблагополучно: он попал под надзор полиции, как неблагонадежный в политическом отношении. Причиной послужила его дружба со своим земляком из Пензы, руководителем нелегального рабочего кружка Олениным.
«Какой недуг привел Ключевского в Кисловодск, мы не знаем, в письмах он жаловался разве что на сезонный кашель и насморк. О самой поездке известно одно единственное свидетельство. Это стихотворение, написанное В.О. Ключевским и посвященное Т.М. Чериновой», — рассказывает заместитель директора кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» Михаил Есаулов.
Стихотворение, датированное 9 июля 1887 г., так и называется «К Кисловодску». Вот его фрагменты:
Прощай, дождливый град нарзана!
В последний раз ты мне даришь
Кипучей влаги два стакана
И душем с неба окропишь.
Врачуя тело человека,
Целишь и дух его больной:
Ты лечишь всем, ты всем аптека,
Хоть лазарет совсем плохой.
Твой свежий воздух, парк дремучий
И горы чудные твои
И даже твой обед пахучий —
Все те рецептные статьи.
…. Прощай, приют неоценимый!
Тобою починенный весь,
Я унесу в свой край родимый
Здоровых впечатлений смесь
И аппетит непобедимый,
И двадцать фунт, нажитых здесь.
«Конечно, Ключевский не был профессиональным поэтом, – говорит Михаил Есаулов, — местами хромает размер, встречаются вольности с ударениями, но написано стихотворение недурно и буквально пронизано доброй иронией и ненавязчивым интеллигентным юмором. Стихотворение хоть что-то сообщает нам о пребывании историка на Кислых водах. Он был здесь в июле. Он не просто путешествовал, а именно лечился «…я не забуду ванн твоих». Погода стояла дождливая, что, вероятно, мешало в полной мере оценить окружающие природные красоты. В редкие же прогулки в окрестные горы дамы-курортницы прятались от непогоды под кружевными зонтами.
Вообще Кисловодск 1887 года был удивительно мал. На карте лишь около десятка улиц, да обширная базарная площадь у старых крепостных построек. С запада к площади примыкал стройный ряд лавок. Застройка Ребровой балки еще не началась, а Тополевая аллея застроена только с восточной стороны.
На курорте в год приезда Ключевского имелось два десятка гостиниц, не считая отдельных номеров и меблированных комнат. Для отдыхающих помимо процедур имелся кегельбан, гимнастическая площадка, читальня. Центром притяжения курортной публики был музыкальный павильон рядом с источником, на месте бывшей усадьбы Хастатовой. Играл ли Ключевский в кегли и занимался ли гимнастикой сказать сложно, а вот мимо читальни и музыкального павильона мог пройти едва ли. На фоне крохотного города курортный парк, «дремучий» по определению Ключевского, казался не так уж и мал. Вместе с примыкавшим к нему казенным фруктовым садом он занимал несколько десятков гектаров. Украшением парка был устроенный в 1870-х годах небольшой пруд «с каменной передней стенкой, оштукатуренной цементом», в которой была сделана ниша с водопадом. Он еще мало напоминал привычный нам зеркальный пруд, но уже тогда был любимым местом прогулок отдыхающих.
Имелись на курорте агентство срочных экипажей и почтовая контора, распложенная к северу от Тополевой аллеи, на месте сегодняшней пончиковой. Путь на курорт, обыкновенно, состоял из поездки по железной дороге — с 1875 года действовала дорога Ростов-Владикавказ. Затем на станции Кумская пересаживались в конные экипажи. Самыми большими были многоместные омнибусы иногда с диванами и ломберными столами внутри. Подобным маршрутом, вероятно, добирался сюда и Ключевский».
Трудно утверждать, повлиял ли Кисловодск на творческую мысль известного российского историка, но хочется верить, что здоровье он ему подправил, несмотря на то, что остался в памяти Ключевского «дождливым градом нарзана».
Источник: mk.ru