Если в сентябре в вашей семье начинается школа, то самое время подготовить к ней без пяти минут первоклашку. Например, запугать двойками и профессией дворника. В этой статье вместе с детским нейропсихологом разобрали пять фраз-демотиваторов и рассказали, как их переделать, чтобы ребенку, наоборот, захотелось учиться.
Фото: freepik.com
Статью комментируетВарвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
«Школа не детский сад, а ты уже не маленький. Игры закончились»
Для усиления эффекта продемонстрируйте огромный рюкзак, в котором придется носить двадцать килограммов учебников, и мешок со сменкой. И, конечно, распишите в красках, как тяжело выполнять домашние задания, сидеть на уроках и слушаться учителя.
«Взрослой жизнью» можно запугать даже некоторых взрослых, поэтому не ждите, что фразы с таким посылом воодушевят семилетку. Часто они основаны на негативном опыте и установках самих родителей — сложностях с учебой, конфликтами с одноклассниками и учителями. Из-за этого убеждение «В школе классно, как в садике, тебе понравится!» тоже не сработает: если мама или папа сами в это не верят, ребенок сразу почувствует ложь.
Фото: freepik.com
Как поменять фразу: сделайте акцент не на сложности, а на интересе. Начинается новый этап — не легкий или сложный, а принципиально другой, а значит, интересный. Будут новые друзья, увлечения и навыки. Игры не кончатся, а станут другими, ведь знакомство и погружение в школьные предметы тоже могут стать увлекательной игрой. Так ребенку будет проще воспринимать школу не как финал прошлой истории, а как начало следующей.
«Все уже книжки читают, а ты только вывески, да и то по слогам»
У этой фразы много вариантов. Вспомните, что еще не научился делать ребенок — складывать, вычитать или перечислять числа от одного до десяти на английском — и подставьте нужное.
Развивашки, курсы скорочтения и ментальной арифметики для малышей привели к преждевременной погоне за навыками, которые дошкольникам не только не нужны, но и не особо полезны. Ребенок, самостоятельно перечитавший все сказки Пушкина и умеющий умножать столбиком, в первом классе быстро заскучает и потеряет мотивацию к учебе.
Фото: pexels.com
К семи-восьми годам детский мозг только-только успевает подготовиться к серьезному обучению, поэтому до школы достаточно знать цифры, буквы и уметь складывать их в слоги. Хорошо читать или писать — прекрасный навык, но не обязательный.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Установка «плохо читаешь — станешь двоечником» может привести к физическому отторжению не только от книг, но и от самого процесса обучения. В итоге пострадают все предметы, потому что без чтения освоить их не получится.
Фото: freepik.com
Как поменять фразу: сфокусируйтесь не на минусе («ты еще читаешь по слогам»), а на плюсе («ты уже читаешь по слогам»). Не заставляйте малыша читать силой, а развивайте интерес через близкие ему сюжеты — приключения, волшебников, принцесс и пиратов. Если мама занята, а узнать продолжение истории очень хочется, ребенок возьмет книжку сам. Подбодрите его: «Скоро ты пойдешь в первый класс и сможешь читать интересные книги без меня!»
«Будешь баловаться — учитель накажет»
Сделайте образ учителя максимально грозным и устрашающим. Пусть в представлении ребенка главной задачей педагога станут наказания, а не обучение.
Подобные фразы формируют в ребенке ощущение собственной неполноценности: что он недостаточно хороший или правильный. На самом деле наказания — это результат оценки не человека, а его поведения. Разумеется, педагоги бывают разные — строгие, мягкие, выделяющие любимчиков или нет, — но до семилетки важно донести, что учитель не враг и будет оценивать действия и поступки, а не самого ребенка.
Фото: freepik.com
Как поменять фразу: расскажите ребенку о том, что в школе есть правила, которые необходимо соблюдать, и что вам будет очень приятно, если у него это получится. Их соблюдение облегчает жизнь и помогает добиваться лучших результатов. Не забудьте добавить, что правила бывают приятными. Например, на уроке надо сидеть спокойно, а на переменке можно и нужно бегать и играть с друзьями.
«Кто захочет дружить с такой врединой?»
Жизнь — тлен: болтунов никто не будет слушать, задир будут обижать, а тихони вообще никому не интересны. Для контраста приведите в пример сына своей подруги, у которого нет проблем с друзьями и социализацией.
Человек, который хочет найти друзей, всегда их найдет. Однако перед школой стоит рассказать ребенку, что все люди разные, а их личные границы нужно уважать. Кому-то нравится громкий смех, а кого-то он пугает, кто-то любит обниматься, а кто-то не выносит, когда до него дотрагиваются.
Возвращаемся к правилам: объясняем, избегая ярлыков и оценочных суждений, какое поведение допустимо, а какое нет и по какой причине.
Фото: pexels.com
Как поменять фразу: донесите до ребенка, что дружба — это важно, но она требует вложений — внимания, уважения чужих интересов. Не настраивайте его на одиночество или сверхпопулярность в школьном коллективе. Расскажите, что у него появятся новые друзья, но необязательно, что их будет много.
«Будешь плохо учиться, станешь дворником»
Демонический образ метлы или кассы в супермаркете — лучший мотиватор. Не забывайте говорить ребенку, каким он должен стать: отличником, олимпийским чемпионом, успешным бизнесменом, врачом, как мама или папа…
Во-первых, быть кассиром или таксистом не так уж плохо, особенно если работа приносит удовольствие. А понятие успеха и даже финансового благополучия относительно. Постарайтесь абстрагироваться от семейных сценариев и установок, ведь стать счастливым и самодостаточным человеком важнее любого диплома.
Карл Густав Юнг — швейцарский психолог и психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии.
Ценность учебы для всех разная. Одним просто интересно учиться или погружаться в определенный предмет без привязки к оценкам, другим увлекательно преодолевать препятствия и побеждать. А для кого-то комфортно быть как все и не выделяться. Все варианты — правильные, в каждом есть ресурс для дальнейшей жизни.
Как поменять фразу: подсветите ребенку, что хорошая учеба нужна не для оценок и статуса. Она дает возможность управлять своей жизнью — выбирать интересную работу и занятия, общаться с классными людьми. Мотивация должна быть внутренней, а не внешней, и отталкиваться нужно от позитива (учеба = новые навыки и впечатления, уверенность в себе), а не запугивать метлой и низким социальным статусом в случае провала.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Можно закончить школу с золотой медалью, но стать недовольным жизнью взрослым. А можно перебиваться с двойки на тройку и вырасти талантливым художником, программистом или найти призвание в чем-то еще. Самое главное, чтобы ваш первоклашка стал счастливым.
Источник: tea.ru