фото:мк-кавказ
Эксперты Северо-Кавказского федерального университета провели комплексное исследование пищевых привычек старшеклассников и рациона питания в учебных заведениях. В ходе работы были выявлены серьезные дисбалансы в питании подростков и разработаны практические рекомендации для исправления ситуации.
Нормативы и реальность
Группа специалистов факультета пищевой инженерии и биотехнологий под руководством доцента Ольги Олешкевич установила четкие нормативы по режиму и пищевой ценности школьного питания. Согласно рекомендациям, завтрак должен содержать 12-16 г белка, 12-16 г жира и 48-60 г углеводов, а обед — 20-25 г белка, 20-25 г жира и 80-100 г углеводов.
«Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут, при этом крайне важно, чтобы это были именно горячие блюда, а не буфетный набор сладостей и сдобных изделий», — подчеркивают эксперты.
Семейные привычки как основа проблем
Исследование показало, что полезная пища часто остается несъеденной из-за сформированных в семье пищевых стереотипов.
«Неправильно противопоставлять: полезно или вкусно. Взрослые должны понимать, что самый эффективный способ приучить ребенка к правильному питанию — это личный пример и вовлечение», — отмечает Ольга Олешкевич.
По словам эксперта, дети часто исключают из рациона каши, тушеные овощи, салаты, рыбу и морепродукты, заменяя их углеводной пищей — картофелем, макаронами, хлебобулочными изделиями и сладостями.
Опасные стратегии воспитания
Ученые выделили неправильные подходы к питанию, которые формируют негативные привычки: насильное кормление в детстве, принцип «всё до последней ложки», еда как наказание, сладости как поощрение.
«Все эти стратегии формируют дезадаптивные пищевые привычки и, в конечном итоге, нарушают регуляцию насыщения», — констатирует Олешкевич.
Рекомендации экспертов
Для улучшения ситуации специалисты СКФУ предлагают:
- Создание оптимальных условий для питания детей, включая организацию удобных посадочных мест.
- Повышение осведомленности детей и родителей о принципах здорового питания.
- Регулярный контроль качества и безопасности продуктов.
- Информирование о значении здорового питания в профилактике заболеваний.
В рамках исследования также был проанализирован рацион питания учащихся специализированного учебного научного центра СКФУ на соответствие установленным нормативам.
Исследование показало, что последствия неправильного питания могут стать причиной замедленного физического и умственного развития ребенка, усталости и формирования предпосылок для возникновения заболеваний.
Источник: mk.ru