Общество

Взгляд на наставничество в исследованиях ставропольских социологов: итоги всероссийского опроса Ставрополь (Кавказ)

Взгляд на наставничество в исследованиях ставропольских социологов: итоги всероссийского опроса Фото: Центр знаний «Машук»

 «Центр знаний «Машук» на Ставрополье по поручению Президента России с сентября 2024 года стал федеральным методическим центром по развитию института наставничества. 

О наставничестве  в высшем образовании сегодня заявляют, как о важном общественном механизме в формировании будущих специалистов и образовательной среды в целом. Тем не менее, свыше половины преподавателей вузов не участвует в наставнических сообществах. 

Центр «Машук»: шаги к эффективному развитию наставничества 

Центр знаний «Машук» в сотрудничестве с платформой «Неравнодушный человек» презентовал итоги всероссийского опроса среди преподавателей вузов, посвященного теме наставничества в системе высшего образования. В рамках исследования изучены восприятие, личный опыт участия, мотивационные аспекты и препятствия, возникающие в процессе развития наставничества в академической среде. Исследование охватило 8 федеральных округов и новые регионы Российской Федерации. В опросе приняло участие 190 российских вузов и филиалов.
В условиях быстрого изменения образовательных стандартов и требований к вузам, наставничество становится ключевым инструментом для повышения качества обучения и профессионального роста преподавателей, считает генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков. Он выразил уверенность, что результаты исследования помогут российским вузам наметить точки роста и сделать наставничество неотъемлемой частью образовательного процесса.

— В этом году Центр реализовал 40 авторских и партнерских программ, в которых приняло участие более 4,5 тыс. человек. Наставничество является важным элементом системы высшего образования, ведь некоторые уникальные практики передаются до сих пор из «рук в руки, — отметил Антон Сериков.

От преподавателя к студенту: ценность наставничества

Наставничество рассматривается преподавателями в первую очередь как способ передачи профессионального опыта (45%) и поддержки студентов в начале их карьеры (37%). Также оно связано с мотивацией в обучении (36%) и адаптацией первокурсников (32%). Для молодых преподавателей наставничество важно как средство приобщения к новой профессиональной среде (31%).
Среди основных наставников студенты называют преподавателей (80%), старшекурсников (53%), сотрудников вуза (43%) и аспирантов (38%). Менее значительными считаются выпускники (28%) и работодатели (35%).
Текущие практики показывают, что концепции наставничества, разработанные РАО, известны лишь 19% преподавателей, а федеральные программы находятся вне поля зрения большинства, кроме конкурсной инициативы «Наставничество» (54%). Наиболее распространенные форматы наставничества: «преподаватель – студент» (64%), «студент – студент» (38%) и «работодатель – студент» (24%).
Кураторство первокурсников является самым распространенным примером (72%), за ним следует наставничество в проектной деятельности (45%). 

Наставничество в академической среде: что мешает участию

Согласно опросам, более половины респондентов выразили готовность стать наставниками — это 66%. Интересно, что среди преподавателей, которые еще не участвуют в наставнических программах, две трети также готовы принять участие в этом формате. 21% утверждает, что это решение уже принято, а еще 45% согласны на участие при поддержке со стороны администрации. Основные мотивы для вступления в наставничество: дополнительное вознаграждение (60%),  поддержка со стороны университета (43%),  уменьшение основной нагрузки (40%).
Преподаватели принимающие участие в наставнических программах, тратят более 10 часов в месяц на работу с подопечными. Приэтом большинство из них (84%) уверены, что наставникам необходимы специальные знания. Ключевыми компетенциями являются коммуникативные навыки (62%), профессиональная экспертность (57%) и педагогические навыки (48%).
Исследование показало, что половина преподавателей (55%) не участвует в наставнических сообществах, а 73% не знают о наличии специализированного центра наставничества в своем вузе. Лишь 24% сотрудников осведомлены о программах наставничества в своих учебных заведениях. Эффективность существующих практик оценивается в среднем, при этом только 4% считают ее низкой. Наиболее успешной формой наставничества признано взаимодействие «преподаватель – студент» (59%).

Поддержка и мотивация: необходимы ли преподавателям наставники?

Сами сотрудники вузов в качестве наставников видят руководство университета: ректора, проректора, декана, директора института  (55%), административный состав (45%) и преподавателей (44%). Реже наставниками считают представителей работодателя или наставников из организаций-партнеров (34%).
Преподаватели считают, что наставничество наиболее необходимо молодым специалистам (69%), студентам, вовлеченным в проектную и научную деятельность (60%), первокурсникам (57%). Кроме того, помощь также востребована среди студентов с ограниченными возможностями здоровья, иностранцев и тех, кто стремится к профессиональному росту.

Национальные тренды наставничества

Развитие института наставничества в вузах представляет широкие возможности для повышения качества образования. Систематическая работа с наставниками и информация о лучших практиках и инициативах могут привести к созданию более эффективной и целенаправленной системы поддержки студентов и преподавателей. Добровольное участие в таких программах и создание мотивации со стороны вузов могут стать ключевыми факторами в успешной реализации наставнических инициатив в высшем образовании.

Ранее сообщалось, что в Центре знаний «Машук» состоялся «зимний педсовет».

 

 

 

Источник: mk.ru

Читайте также

Ставропольские приставы помогли инвалиду вселиться в свое жилье

Почтовые отделения на Ставрополье будут закрыты 23 февраля

Участника СВО из Красногвардейского округа наградили медалью «За храбрость»

«Я был шкодный мальчик»: глава Ставрополья о том, почему его не брали в пионеры

Перспективы экономического развития регионов обсудили в Ростове-на-Дону

На борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями на Ставрополье выделят 518 млн

Детский оздоровительный лагерь «Эрзи» в горах Ингушетии газифицируют к 2025 году Ставрополь (Кавказ)

В Кочубеевском округе Ставрополья к лету 2025 отремонтируют школу №4

Пожилой водитель насмерть сбил человека на трассе Ставрополья

Мокрый снег, дождь и до -2 градусов ожидаются на Ставрополье в выходные

ПСБ увеличил беспроцентный период по кредитной карте до 180 дней

Эксперт оценила решение главы Ставрополья добавить 500 бюджетных мест в ссузах

Оставить комментарий

25 − = 23

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее