Фото: Центр знаний «Машук»
«Центр знаний «Машук» на Ставрополье по поручению Президента России с сентября 2024 года стал федеральным методическим центром по развитию института наставничества.
О наставничестве в высшем образовании сегодня заявляют, как о важном общественном механизме в формировании будущих специалистов и образовательной среды в целом. Тем не менее, свыше половины преподавателей вузов не участвует в наставнических сообществах.
Центр «Машук»: шаги к эффективному развитию наставничества
Центр знаний «Машук» в сотрудничестве с платформой «Неравнодушный человек» презентовал итоги всероссийского опроса среди преподавателей вузов, посвященного теме наставничества в системе высшего образования. В рамках исследования изучены восприятие, личный опыт участия, мотивационные аспекты и препятствия, возникающие в процессе развития наставничества в академической среде. Исследование охватило 8 федеральных округов и новые регионы Российской Федерации. В опросе приняло участие 190 российских вузов и филиалов.
В условиях быстрого изменения образовательных стандартов и требований к вузам, наставничество становится ключевым инструментом для повышения качества обучения и профессионального роста преподавателей, считает генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков. Он выразил уверенность, что результаты исследования помогут российским вузам наметить точки роста и сделать наставничество неотъемлемой частью образовательного процесса.
— В этом году Центр реализовал 40 авторских и партнерских программ, в которых приняло участие более 4,5 тыс. человек. Наставничество является важным элементом системы высшего образования, ведь некоторые уникальные практики передаются до сих пор из «рук в руки, — отметил Антон Сериков.
От преподавателя к студенту: ценность наставничества
Наставничество рассматривается преподавателями в первую очередь как способ передачи профессионального опыта (45%) и поддержки студентов в начале их карьеры (37%). Также оно связано с мотивацией в обучении (36%) и адаптацией первокурсников (32%). Для молодых преподавателей наставничество важно как средство приобщения к новой профессиональной среде (31%).
Среди основных наставников студенты называют преподавателей (80%), старшекурсников (53%), сотрудников вуза (43%) и аспирантов (38%). Менее значительными считаются выпускники (28%) и работодатели (35%).
Текущие практики показывают, что концепции наставничества, разработанные РАО, известны лишь 19% преподавателей, а федеральные программы находятся вне поля зрения большинства, кроме конкурсной инициативы «Наставничество» (54%). Наиболее распространенные форматы наставничества: «преподаватель – студент» (64%), «студент – студент» (38%) и «работодатель – студент» (24%).
Кураторство первокурсников является самым распространенным примером (72%), за ним следует наставничество в проектной деятельности (45%).
Наставничество в академической среде: что мешает участию
Согласно опросам, более половины респондентов выразили готовность стать наставниками — это 66%. Интересно, что среди преподавателей, которые еще не участвуют в наставнических программах, две трети также готовы принять участие в этом формате. 21% утверждает, что это решение уже принято, а еще 45% согласны на участие при поддержке со стороны администрации. Основные мотивы для вступления в наставничество: дополнительное вознаграждение (60%), поддержка со стороны университета (43%), уменьшение основной нагрузки (40%).
Преподаватели принимающие участие в наставнических программах, тратят более 10 часов в месяц на работу с подопечными. Приэтом большинство из них (84%) уверены, что наставникам необходимы специальные знания. Ключевыми компетенциями являются коммуникативные навыки (62%), профессиональная экспертность (57%) и педагогические навыки (48%).
Исследование показало, что половина преподавателей (55%) не участвует в наставнических сообществах, а 73% не знают о наличии специализированного центра наставничества в своем вузе. Лишь 24% сотрудников осведомлены о программах наставничества в своих учебных заведениях. Эффективность существующих практик оценивается в среднем, при этом только 4% считают ее низкой. Наиболее успешной формой наставничества признано взаимодействие «преподаватель – студент» (59%).
Поддержка и мотивация: необходимы ли преподавателям наставники?
Сами сотрудники вузов в качестве наставников видят руководство университета: ректора, проректора, декана, директора института (55%), административный состав (45%) и преподавателей (44%). Реже наставниками считают представителей работодателя или наставников из организаций-партнеров (34%).
Преподаватели считают, что наставничество наиболее необходимо молодым специалистам (69%), студентам, вовлеченным в проектную и научную деятельность (60%), первокурсникам (57%). Кроме того, помощь также востребована среди студентов с ограниченными возможностями здоровья, иностранцев и тех, кто стремится к профессиональному росту.
Национальные тренды наставничества
Развитие института наставничества в вузах представляет широкие возможности для повышения качества образования. Систематическая работа с наставниками и информация о лучших практиках и инициативах могут привести к созданию более эффективной и целенаправленной системы поддержки студентов и преподавателей. Добровольное участие в таких программах и создание мотивации со стороны вузов могут стать ключевыми факторами в успешной реализации наставнических инициатив в высшем образовании.
Ранее сообщалось, что в Центре знаний «Машук» состоялся «зимний педсовет».
Источник: mk.ru