Фото: МК-Кавказ
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года произошло одно из самых трагичных событий в истории мореплавания — гибель «Титаника». Этот британский пароход, который на тот момент считался вершиной технологического прогресса и символом безопасности на воде, столкнулся с айсбергом в свой первый и, увы, единственный рейс. Весьма иронично, что на борту корабля царила атмосфера уверенности: море было спокойным, не было ветра, а сами пассажиры наслаждались комфортом и великолепием, которые предлагал «Титаник».
Из 2200 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, примерно 1500 стали жертвами этого ужасного события. Удивительно, что лишь 705 человек удалось спасти — это в два раза меньше, чем количество спасательных мест на шлюпках, расположенных на борту. На момент крушения у «Титаника» было всего 20 шлюпок. Эта недооценка безопасности стала одной из причин трагедии и подтвердила опасные иллюзии о непотопляемости корабля.
Мне удалось увидеть «Титаник». Правда в сильно уменьшенной версии. Лет пять или шесть назад в в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына проходила выставка «Ветер в парусах» из частной коллекции мастера судомоделирования из города Кисловодска Анатолия Токарева. Оказалось, что в далеком от морей и океанов городе живет увлеченный судами человек.
В экспозиции Анатолия Токарева тогда были представлены корабли «Летучий голландец», «Черная жемчужина», «Веселый Роджер», ледоколы «Аврора» и «Ленин», плот Хейердала «Кон-Тики» и другие не менее культовые плавучие средства.
Но помню, что именно его макет «Титаника» меня заворожил. Искусный в деталях, огромный, привлекающий романтической историей фильма Джеймса Кэмерона, корабль был прекрасен и ужасен одновременно. Он был темный и, несмотря на фешенебельность и детализацию конструкции, пронзал тоской, как будто в нем жил сам рок.
Существует довольно известная деталь: катастрофу мог бы предотвратить простой бинокль. В ночь крушения дежурили два матроса, которые могли бы заметить приближающийся айсберг на большом расстоянии, если бы у них были соответствующие инструменты. Однако, как выясняется, бинокль остался за бортом из-за цепочки случайных событий. Помощника капитана, который имел доступ к биноклю, сняли с рейса в последний момент. Этот человек забыл вернуть ключ от сейфа, где хранились бинокли. В итоге моряки на вахте оказались без необходимой экипировки и не смогли заметить опасность вовремя.
Крушение «Титаника» стало символом не только трагедии в море, но и неудачного стечения обстоятельств, в которое вмешиваются элементы судьбы и человеческой ошибки.
Источник: mk.ru