Фото: МК-Кавказ
Известно, что осенью 1919 года М.А. Булгаков ненадолго посетил Пятигорск, где получил назначение в госпиталь Владикавказа. Тогда же в одной из местных газет был опубликован его фельетон, написанный в поезде «Когда мёртвые встают из гробов…».
Существует вероятность, что писатель бывал и в Кисловодске, упоминаемом в его романе «Мастер и Маргарита». Именно в Кисловодск он отправил одного из героев, финдиректора Римского, «лечиться». Действие фельетона «Когда мёртвые встают из гробов…», напечатанного в газете «Гудок» 8 августа 1925 года, тоже происходит в Кисловодске.
Краевед, кандидат исторических наук Вячеслав Яновский неоднократно рассказывал об этом фельетоне: «Когда мёртвые встают из гробов…» — весьма интересное короткое произведение писателя, удивительным образом сочетающее в себе довольно грустную сатиру и «ужастик» с налётом мистики и, вместе с тем, комедийности. Образный язык Булгакова в данном случае настолько хорошо позволяет представить себе картинку и антураж происходящего, что произведение даже и не нуждается в экранизации. Картинка предстаёт ярко, во всех красках».
Булгаков пишет: «В наш век чудес не бывает! Общепризнанно. Тем не менее, в Кисловодске произошла история, от которой волосы встают дыбом… Но будем рассказывать по порядку. 17 июня 1925 года, на 8-й год революции, на крыльцо дома 46 по Шоссейной улице в гор. Кисловодске вышел квартирующий в означенном номере гражданин Корабчевский, бывший стрелок жохра, и громко зарыдал».
Когда добрые люди стали спрашивать его, что случилось, он ответил, что от воспаления легких умер его сын. «Кисловодский стол ЗАГС выдал корабчевскому свидетельство о смерти младенца и его погребении на братском кладбище. Но дальше собственно и начинается «ужастик», рассказывает историк, цитируя Булгакова: «Была зловещая лунная ночь над Кисловодском через несколько дней после погребения корабчевского сына. И вот шёл сосед Корабчевского в самом радостном расположении духа, посвистывая, и совершенно трезвый и видит: стоит возле корабчевской квартиры странного вида женщина, вся в белом, а лицо у неё зелёное от луны. И на руках у неё сверток, а в свертке что-то небольшое».
Женщина оказалась женой главного героя Корабчевского, а в руках у нее был сыночек, которого как бы похоронили. «Луна глядела из-за кипариса рожей покойника, и соседу чудилось, что холодные руки хватают его за штаны. Через час наиболее смелые из кисловодцев стояли у крылечка корабчевского дома. И вышел к ним сам Корабчевский и рассказал такую историю:
-Сидим мы с женой позавчера и вдруг слышим стук окошка, выглянули мы и чуть не померли на месте. Стоит Виталий, сынок, на воздухе, не касаясь земли, и говорит: «А вот я и пришел».
Концовка, впрочем, была вполне предсказуемая, комментирует Вячеслав Яновский. «У Корабчевского никто в семье не умирал. Просто он, обманным путём раздобыв документ, незаконно получил пособие на погребение. И никакой, оказывается, мистики! Вот таким необычным произведением обогатил отечественную литературу выдающийся писатель».
Источник: mk.ru