Фото:МК-Кавказ
От нелегальных собраний до массовых демонстраций, от борьбы за права рабочих до праздника весны и труда. Эксперт Северо-Кавказского федерального университета Евгений Оборский рассказал о том, как менялся формат празднования на Ставрополье.
Первомай на Ставрополье имеет более чем вековую историю. По словам доцента кафедры истории России гуманитарного института, кандидата исторических наук Евгения Оборского, первые празднования назывались маёвками и проходили в условиях жёсткого контроля со стороны полиции и жандармерии.
– Первые маёвки были нелегальными, и только в условиях Первой российской революции 1905 года празднование Первого мая приобрело массовый характер. Жители Ставрополя отметили этот день грандиозными митингами, чего раньше не было, — рассказывает эксперт.
Официальное признание праздника произошло в 1917 году – после Великой русской революции. Демонстрации того времени были посвящены борьбе за расширение трудовых прав, восьмичасовой рабочий день и общие гражданские права трудящихся. В них также звучали политические лозунги об окончании Первой мировой войны.
С 1920 года празднование Первомая стало регулярным. В 1920–1930-е годы сформировался традиционный ритуал: рабочие собирались вместе, участвовали в демонстрациях, где звучали лозунги, проводились и праздничные мероприятия. О празднике не забывали даже в годы Великой Отечественной войны.
– Послевоенный период ознаменовался ежегодным участием всех городов и сёл Ставропольского края в праздновании Первомая. Праздник прочно ассоциировался с лозунгом «Мир! Труд! Май!». Эти идеи не потеряли своей актуальности и после распада СССР, а праздник получил новое, но уже привычное название — День весны и труда, — подытоживает Евгений Оборский.
Таким образом, история празднования Первомая на Ставрополье прошла долгий путь от подпольных собраний до всенародного праздника, сохранив при этом свою основную идею – защиту прав трудящихся.
Источник: mk.ru