фото: пресс-службы скфу
До 2030 года число ежегодных путешествий внутри России должно вырасти в два раза — до 140 млн поездок. При этом Северный Кавказ обладает высоким потенциалом развития туристической отрасли и возможностями подготовки профильных кадров. О том, как анализ больших данных может быть использован для привлечения турпотока, улучшения сервиса и развития геобренда Северного Кавказа, говорили на III Проектно-аналитической сессии для вузов СКФО в Северо-Кавказском федеральном университете.
На Проектно-аналитическая сессия была организована Северо-Кавказским федеральным университетом, Томским государственным университетом и Университетским Консорциумом исследователей больших данных. Эксперты собрались в Пятигорске для выработки дорожной карты проектов в сфере туризма. Отметим, что индустрия гостеприимства считается одним из наиболее перспективных драйверов экономики Северного Кавказа. В тройке самых популярных направлений для отдыха в федеральном округе — лечебно-оздоровительный туризм, культурно-познавательный и спортивный.
— Северный Кавказ является приоритетной геостратегической территорией России. Сейчас мы работаем в рамках Стратегии развития Северо-Кавказского округа до 2030 года, принятой в апреле 2022 года. Правительство РФ высоко оценивает достигнутые результаты, в том числе по прорывным проектам. Также есть много других направлений, важных для развития экономики макрорегиона. В их число входит и туристическая отрасль, которая активно развивается в СКФО, в том числе, за счет повышения эффективности системы управления, — подчеркнул заместитель Полномочного Представителя Президента РФ в СКФО Владимир Надыкто.
Однако развитие туротрасли в регионах Северного Кавказа происходит неравномерно. К примеру, по данным Национального туристического рейтинга-2023 в «золотой» группе лидеров оказался только Ставропольский край. В «серебряную» группу под названием «Крепкие профи» попали Дагестан и Кабардино-Балкарская Республика. Остальные регионы СКФО — Чечня Республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская Республика и Ингушетия — вошли в третью группу «Начального уровня».
В это же время по результатам Рэнкинга устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства ни один из северокавказских регионов не вошёл в группу «продвинутых» территорий. Наивысшие позиции заняли КБР и Ставропольский край, попавшие в число «развитых» субъектов округа.
В число регионов с умеренным уровнем устойчивости развития туризма была включена Карачаево-Черкесская Республика, а в группу «развивающегося» уровня попали РСО-А и Чеченская Республика. Ингушетия и Дагестан оказались в группе начального уровня устойчивости туризма и индустрии гостеприимства.
При этом за последние годы в Дагестане зафиксировали скачок турпотока: в высокий сезон он достигает 40%, что приводит к так называемому сверхтуризму. В этом случае отрасль не поспевает за растущим потоком отдыхающих, в результате чего возникает социальное напряжение между местным населением и туристами.
Однако главная проблема, с которой сталкивается индустрия сервиса и гостеприимства, – это кадровый голод. Для её решения в федеральном округе создана образовательная экосистема, основанная на многоступенчатой системе подготовки будущих специалистов, взаимодействии с предприятиями реального сектора экономики и органами исполнительной власти. Она даёт огромные возможности подрастающему поколению и способствует социально-экономическому развитию макрорегиона.
— На сегодняшний день в Северо-Кавказском федеральном округе функционирует более 40 высших учебных заведений и более 190 учреждений, которые реализуют программы среднего профессионального образования. В целом они обеспечивает подготовку кадров для более чем 210 тысяч предприятий реального сектора экономики, расположенных на территории семи субъектов СКФО. Однако, несмотря на это, происходит отток молодёжи в города-миллионники и другие регионы страны. Чтобы повлиять на процесс, по инициативе СКФУ был создан Консорциум высших учебных заведений Северного Кавказа «Человеческий капитал и новая экономика для полиэтничных регионов». В настоящий момент в состав консорциума входит 21 высшее учебное заведение. В основу деятельности консорциума поставлены две главные задачи по повышению конкурентоспособности высших учебных заведений и дальнейшего сокращения оттока человеческого капитала из макрорегиона, — пояснил ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов.
Эти задачи также считаются ключевыми направлениями работы федерального университета в рамках программы «Приоритет-2030». Для их реализации СКФУ развивает сотрудничество с Центром прикладного анализа больших данных Национального исследовательского Томского государственного университета и Университетским Консорциумом исследователей больших данных.
— Наша цель — запуск в этом году сетевых проектов по прогнозированию кадровой потребности в отрасли гостеприимства и по использованию анализа отзывов туристов в социальных медиа для выстраивания стратегии продвижения бренда региона, – отметил генеральный директор Университетского Консорциума Вячеслав Гойко.
Проект может быть организован на базе двух существующих консорциумов — «Человеческого капитала и новой экономики для полиэтничных регионов» и Университетского Консорциума исследователей больших данных. Объединение этих компетенций позволит решить задачу по прогнозированию потребности кадров в туристической отрасли.
В частности, отслеживать ситуацию на рынке труда и определять наиболее востребованные вакансии можно будет с помощью системы мониторинга, позволяющей анализировать содержание более 23 млн предложений, в том числе в туристической отрасли. Результаты аналитических данных также могут быть использованы для принятия решений о запуске образовательных программ на базе СКФУ.
Также на Проектно-аналитической сессии эксперты представили методологию по анализу больших данных для развития геобрендов российских регионов. Алгоритм построен на сборе информации из сетевых СМИ, социальных сетей, пабликов, форумов и других открытых источников, обработке сообщений с упоминанием региона и создании аналитики по тематическим срезам.
К примеру, аналитические данные позволяют определить, с каким видом туристической активности ассоциируется регион у отдыхающих из разных уголков страны, какие направления считаются самыми популярными и какие критерии вызывают у гостей наибольшее положительное впечатление. Такая практика анализа больших данных может быть использована на Северном Кавказе и лечь в основу дальнейшей стратегии развития туризма. Пилотный сетевой проект может быть представлен до конца 2024 года.
Источник: mk.ru