Культура

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

Коллекция грампластинок «Великие моменты истории винила» английского телеведущего и филофониста (собирателя звукозаписей) Эндрю Кершоу весила семь тонн. У ставропольского коллекционера Владимира Бочкова «виниловый тоннаж» скромнее: порядка полутора тонн. Правда, свою подборку дисков с записями джаза, рока, классики он собирает 13 лет. О своём хобби Владимир Бочков рассказал «Победе 26».

Ностальгия по винилу

— Владимир, что привело вас к этому увлечению?

— Я перенял его у своего отца. С детства помню дома огромное собрание пластинок из стран Запада, Восточной Европы и, конечно, отечественной фирмы «Мелодия». Мне было 16 лет, когда я стал вместе с отцом ходить в кафе «Интервью», где ставропольские меломаны обменивали и приобретали «фирменные» пластинки. Но в середине 1990-х мы совершили огромную ошибку: с появлением цифровых CD решили сосредоточиться на них и почти полностью распродали свою виниловую коллекцию. В итоге «фирмы» осталось совсем немного. Например, американский альбом барабанщика Билли Кобэма Crosswinds, выпущенный в 1974 году; диск 1970 года гитариста Карлоса Сантаны Abraxas и знаменитый «Белый альбом» The Beatles.

— Как вы вернулись к грампластинкам?

— Довольно долго мы вместе с отцом пополняли фонотеку компакт-дисками. И вдруг в музыкальных магазинах снова стали продаваться исчезнувшие, казалось, навсегда, грампластинки. Это разбудило жившую в глубине души ностальгию по винилу и привязанность к аналоговому звучанию. И в 2010 году я приобрёл проигрыватель грампластинок и довольно неплохую стереосистему. Так для меня наступило возрождение виниловой темы.

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

Коллекция ставропольского меломана Владимира Бочкова насчитывает тысячи пластинок

— Как менялись ваши музыкальные предпочтения?

— В пору юношеского максимализма слушал хард-рок — Bon Jovi, Deep Purple. Далее был симфо-, арт- и прогрессив-рок: Pink Floyd, Yes, Genesis и King Crimson. Потом переключился на джаз и фьюжн (сплав джаза, рока, этнической и классической музыки). Я погрузился в записи Майлза Дэвиса и «Оркестра Махавишну» и других — направлений и течений было много.

Ещё помню, как меня потряс саундтрек к фильму «Последнее искушение Христа», сочинённый Питером Гэбриелом. Как и его альбом So. В итоге я стал охотиться за музыкой Real World Records — лейбла Гэбриела. Коллекция пополнилась кучей компакт-дисков разных этнических исполнителей. Параллельно с этим открывал для себя альтернативный, экспериментальный рок и эмбиент. Это Talking Heads, Брайан Ино, Майкл Брук и другие. И постепенно дошёл до авангардных академистов типа Софии Губайдуллиной и Альфреда Шнитке.

И я уже впитал массу музыки — рок, джаз, блюз, этнические и академические произведения, когда вернулся к коллекционированию винила. Наверное, сегодня не существует музыки, которую я бы не знал или отрицал. Если условно разделить коллекцию по направлениям, получится по 35% — альбомы с джазовой и рок-музыкой, 20% — академическая музыка (Бах, Брукнер, Чайковский и т. д.), а 10% — экспериментальная музыка (авангардный рок, фри-джаз, свободная импровизация, академический авангард и т. п.).

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

Обложка пластинки с записями американского джазового трубача Майлза Дэвиса

Страсть коллекционера

— Каковы, на ваш взгляд, преимущества пластинок перед CD?

— Проигрывание пластинки — это некий ритуал. Я беру альбом, вытаскиваю диск из конверта, рассматриваю иллюстрации, вкладыши, затем ставлю пластинку на проигрыватель. В этот момент настолько погружаешься во всё это, что действительно слышишь звук другого качества. Хотя я проводил эксперимент — сравнивал CD и винил (это была «Стена» группы Pink Floyd). «Компакт» звучал чуть громче, но кардинальной разницы в звучании на своей аппаратуре не ощутил. Возможно, на ещё более совершенной стереосистеме нюансы будут слышны отчётливее. Но для меня всё же важнее сам ритуал, его эмоционально-ностальгическая сторона.

— Где вы покупаете пластинки?

— В Москве очень много точек, где торгуют разным винилом. До недавнего времени я приобретал пластинки на западных сайтах и популярной аукционной интернет-площадке. Сегодня чаще всего пользуюсь российскими маркетплейсами.

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

В коллекции Владимира Бочкова немало раритетных изданий

— Кем ощущаете себя — меломаном или коллекционером?

— Ранее был стопроцентным меломаном. Но когда начинаешь собирать альбомы, появляется некий зуд заполучить их как можно больше и разных. Это перерастает в страсть к коллекционированию. Разумеется, собираешь не всё подряд, а то, что тебя восхищает, что интересно слушать. Или пластинка имеет какую-то уникальную историю, привлекающую внимание коллекционеров.

— Приведите пример такой истории.

— У меня есть интересный тест-пресс (пробная пластинка небольшим тиражом — прим. ред.) альбома Ten Thousand Lightyears группы Boney M, выпущенного в 1984 году. Этот диск стал прорывным по качеству звукозаписи, и даже обычная копия до сих пор используется как эталон для испытания hi-end аппаратуры. Пластинка действительно прекрасно звучит, хотя и не относится к лучшим работам этой диско-группы.

Охота за раритетами

— А какая пластинка в вашей коллекции издана раньше всех?

— Издание 1963 года альбома джазового пианиста по имени Earl «Fatha» Hines.

— Чем вы особенно дорожите в своем собрании?

— Тем, с чего началась реинкарнация моего винилового собрания: два переиздания 2010 года — джазового трубача Тиля Бреннера и трио Оскара Питерсона с оркестром. Сейчас это уже раритеты, а тогда эти пластинки стоили по 1000 рублей. Есть также самое первое британское издание альбома Deep Purple In Rock 1970 года.

И ещё очень ценная для меня пластинка — Rock ’n’ Roll Music группы The Beatles. Она издана в США, а среди коллекционеров более всего ценятся американские и английские издания. Кроме того, эту музыку слушали в молодости мои родители. Альбом чудесным образом сохранился из прежнего винилового собрания. И экстравагантно оформлен: выполненное на конверте с помощью особого тиснения рельефно-выпуклое изображение пальцев словно подсказывает меломану, как именно нужно держать пластинку.

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

Пластинка ливерпульской четвёрки подсказывает, как правильно её держать

— Для вас важен дизайн обложек пластинок?

— Безусловно! Оформление виниловых пластинок побеждает СD: дизайнер имеет гораздо больше возможностей «разыграться». Как мне кажется, идеальный дизайн — у одного из немецких звукозаписывающих лейблов.  Художники этой фирмы придерживаются холодной, минималистической, по сути скандинавской эстетики. При этом визуальные находки очень ассоциативны и работают как ни у кого.

Другой пример — альбом The Seeds of Love группы Tears for Fears, изданный в 1989 году. Дизайн передаёт эклектику представленной музыки; он китчевый, изобилует мелкими деталями. К слову, запись этого диска обошлась в гигантскую сумму — 1 млн фунтов стерлингов. А значит, и оформление пластинки просто было обязано заявить о себе.

«Мерседес» индустрии

—  Каких пластинок не хватает в вашей коллекции?

— Иногда возникает желание отыскать виниловые издания определённого исполнителя. Как в случае с супергруппой Liquid Tension Experiment, где играют Тони Левин и трое музыкантов из Dream Theater — Джон Петруччи, Майкл Портной и Джордан Рудес. К 2018 году, когда я заинтересовался этой супергруппой, Liquid Tension Experiment уже выпустила два альбома. Первый, несмотря на его стоимость в 1 тыс. долларов, было уже невозможно найти. Второй — переиздание 2012 года — мне посчастливилось приобрести за 150 долларов. Теперь и он уже редчайшая вещь, а стоит более 300 долларов.

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

Пластинки с записью Liquid Tension Experiment стоят сотни долларов

Еще один вариант «списка» — когда появляется идея собрать всю дискографию любимой группы. В моём случае это были альбомы King Crimson.

— Вы собираете определённые лейблы?

— Да, из джазовых лейблов предпочитаю Blue Note, ECM, Smoke Sessions, Mack Avenue, Whirlwind, из блюз-роковых — Mascot Label Group. Одних только пластинок ECM и Mascot я приобрёл по 50 штук.

Есть фирма грамзаписи, имеющая репутацию «мерседеса» в этой индустрии — это Mobile Fidelity Sound Lab. Её альбомы очень дорогие: компания заявляет, что диски печатают только с оригинальных мастер-лент.

Полторы тонны музыки: ставропольский филофонист 13 лет собирает виниловые пластинки

Пластинки фирмы Mobile Fidelity Sound Lab одни из самых дорогих на рынке

Ещё меня заинтересовал литовский лейбл, издающий экспериментальную, авангардную музыку — NoBusiness Records. Также мне нравится российский ArtBeat Music. Как и у литовского лейбла, у него просто мизерные тиражи (200 — 300 экземпляров). Я собрал весь каталог ArtBeat, это свыше 30 альбомов — от музыки фьюжн до оркестра Георгия Гараняна.

— Семья разделяет ваше увлечение?

— Я приобщил к этому свою дочь. Она не собирает винил, но ценит и слушает разную музыку. Я познакомил ее с King Crimson, а она помогла мне открыть для себя брит-поп, шугейз, даже гранж, которые в своё время упустил. Также благодаря дочери проникся музыкой Radiohead, Red Hot Chili Peppers. Жена тоже любит слушать музыку. Например, ей нравятся джазовые фортепианные трио (от Билла Эванса до Хироми) — и, кстати, эту музыку я тоже целенаправленно собираю.

Авторы:Сергей Рябчиков

Источник: pobeda26.ru

Читайте также

Стало известно, сколько людей живут за чертой бедности на Ставрополье

Дума Ставропольского края назначила дату проведения выборов главы региона

Денежные доходы населения Ставрополья выросли на 4,5 тысячи

Жители Ставрополя массово заявляют, что хотят учить китайский язык

Ставропольский театр драмы покажет спектакль под открытым небом в Крыму

Кавээнщик из Пятигорска радикально сменил профессию

60 тысяч рублей за сеанс? Почему ставропольцы все чаще обращаются к астрологам

Пожилой водитель потерял сознание за рулем и влетел в грузовик на Ставрополье

Стало известно, сколько продлится сезон дождей на Ставрополье

25 млн потратит Ставрополье на покупку автобусов

За мигрантов взялись всерьез. В Госдуме жаркая дискуссия насчет ужесточения мер

Депутаты Думы Ставрополья приняли важные решения на апрельском заседании

Оставить комментарий

35 ÷ = 7

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее