Неусидчивый, невнимательный, делает нелепые ошибки… Если это про вашего ребенка, не спешите его ругать. Возможно, все дело в том, что некоторые зоны юного мозга просто не сформировались должным образом. Лето — прекрасное время, чтобы стимулировать это развитие и встретить осень в полной боевой готовности.
Фото: pexels.com
Статью комментируетВарвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Плохие оценки: четыре причины, которые поддаются корректировке
С точки зрения нейропсихологии есть несколько основных причин, почему у ребенка начинаются трудности в школе. Они влияют на почерк, количество ошибок, способность услышать и воспринять материал, высидеть урок и вынести из него что-то.
Причина № 1. Недостаток самоконтроля
Тот самый «подсчет ворон в окне» наиболее ярко показывает неспособность ребенка себя контролировать. Он даже может искренне удивиться тому, что прослушал половину урока или профантазировал о чем-то во время проверочной. А еще это всегда касается неумения собрать портфель, сделать домашнюю работу или вовремя выйти из дома.
Фото: pexels.com
Причина № 2. Ненасыщенность сенсорной системы
Эта проблема влечет за собой желание постоянно ерзать, качаться на стуле, вертеть в руках ручку или карандаш, стучать ими по парте или совершать другие действия, которые отвлекают от работы. Как только система достаточно насыщается, ребенку больше не нужно уделять внимание телу, он может сосредоточиться на уроке.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Важно исключить наличие у ребенка СДВГ. Этот диагноз как раз дает похожую картину сенсорной ненасыщенности, но коррекция играми здесь будет не на первом месте.
Фото: pexels.com
Причина № 3. Отсутствие внимательности
Если бы все дети в школе были в равной степени одарены навыком фокусировки внимания, двоечников, скорее всего, и вовсе не было бы. Но природа отмеряет этот дар в разной степени, и кому-то повезло меньше. Неспособность замечать детали задания приводит к тому, что, даже зная тему и ответ на вопрос, ребенок допускает ошибки как в письменном, так и в устном ответе.
Причина № 4. Слабая зрительно-моторная координация
Чтобы красиво вывести букву, нужно держать под контролем руку, одновременно охватывая глазами строчку, находя ее края, делая отступы и вдобавок зачастую сверяясь с учебником. Мозгу бывает очень сложно выполнять большое количество одновременных задач без потери в качестве работы.
Фото: pexels.com
Игры для повышения контроля
Главный секрет игр, которые учат ребенка самоконтролю, — строгое следование алгоритмам. Сбился — значит проиграл, удержался в рамках правил — молодец, ты на пути к победе! В дальнейшем это умение соблюдать правила поможет ребенку и на уроках.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Ребенок может быть очень умным и сообразительным, но недостаток самоконтроля часто мешает вовремя реагировать — извлекать правила из сознания и применять их.
Фото: freepik.com
Классики
Веселая игра, которая не требует ничего, кроме мелка/палочки и ровной поверхности на земле или на тротуаре. Вы можете придумать сценарии сами, предложить придумать детям или подыскать в интернете. Задача — обучить ребенка выполнять действия последовательно. Например, в одну сторону прыгать на правой ноге, а в другую — на левой. Чередовать ноги на двойных и одинарных клеточках, делать обязательные прыжки на каждом развороте и т. п.
Резиночка
Любимая игра советских девочек, которая оказалась незаслуженно забытой. А ведь в ней оттачивается именно навык запоминать программу — прыжки разного типа и в разном положении относительно резиночки. Вернуться в прошлое нетрудно: резиночки продаются на всех маркетплейсах, а к ним в придачу идут карточки с обучающими схемами прыжков.
Фото: pexels.com
Макарена
Веселый танец, суть которого в чередовании движений. Вытянуть одну руку вперед, затем другую, скрестить их на груди, потом за головой и так далее по кругу. Детям до 7–8 лет обычно хватает восьми комбинаций, подросткам веселее запомнить до шестнадцати движений.
Элиас
В этой игре необходимо объяснять самые разные слова и фразы, не используя напрямую зашифрованные слова. Прекрасная практика самоконтроля, ведь если ты назовешь слона слоном, а прыжок прыжком, то сразу получишь штраф.
Фото: pixabay.com
Подвижные занятия для сенсорного насыщения
Не совсем игры, а скорее определенные виды деятельности, которые включают вестибулярную систему, отвечающую за равновесие и положение тела в пространстве. Все они хорошо известны детям и горячо ими любимы. В топ наиболее эффективных стоит включить:
- катание с горок (чем длиннее, тем лучше);
- прыжки на батуте;
- катание на качелях и каруселях;
- перекаты через бок и кувырки через голову;
- хождение по бордюру, бревну или толстому канату;
- преодоление полосы препятствий (с турниками, лазалками, канатами и т. п.);
- катание на тарзанке;
- нежные и активные обнимашки, в том числе доходящие до веселой возни и борьбы на безопасной мягкой поверхности;
- хождение босиком по траве, камням, песку и даже грязи;
- игры с пластилином, гидрогелем, песком, пеной и разными желеобразными массами;
- любой ненавязчивый массаж, включая простые поглаживания.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологПсихолог-педагог
Если есть цель заодно успокоить ребенка, то для массажа лучше выбрать мягкие поглаживающие движения, которые всегда идут сверху вниз — от плеча к кисти, от бедра к ступне. Когда, наоборот, нужно взбодрить, активно массируйте руки и ноги снизу вверх, разгоняя кровоток.
Фото: pexels.com
Игры на развитие внимания
Здесь хороши все занятия на скорость или в спокойном режиме, в которых игрокам важно выделить какой-то элемент из множества. Такие игры помогут ребенку в первую очередь разобраться с проблемами в чтении, письме и математических расчетах, где ошибки появляются не по причине неумения решать, а потому что не хватает внимания.
- Настольная игра «Доббль» с буквами не только тренирует внимательность и умение выделять главное, но и заодно закрепляет образы букв. Хорош будет любой «Доббль», но этот особенно.
- В настольной игре «Братья чудики» необходимо найти персонажа, вобравшего в себя от двух до четырех разных признаков.
- В настольной игре «Найди и покажи» игроку нужно находить на игровом поле со множеством мелких картинок по три предмета, указанных на карточке.
- Разные книги в стиле «найди и покажи» — от крупных виммельбухов до мелких лабиринтов, в недрах которых скрываются крошечные искомые предметы.
Фото: pexels.com
Игры для зрительно-моторной координации
К этому летнему развлечению можно отнести все игры с мячом: баскетбол, волейбол, футбол, пионербол, «Картошку», «Вышибалу» и самые обычные упражнения на бросание и ловлю. Во время этих игр мозгу приходится координировать и анализировать очень многое: расстояние, скорость, движение рук и ног, перемещения других игроков. И хотя на первый взгляд может показаться, что все эти действия никак не связаны со школьной деятельностью, на самом деле связь самая прямая: следом за крупной моторикой подтягивается и мелкая, у ребенка улучшаются навыки письма, черчения и рисования.
Понимая принцип, по которому работают все эти игры и развлечения, можно внедрять их понемногу во все сферы деятельности ребенка и семьи. В том числе в самые обычные повседневные дела: помощь по дому, укладывание спать, прогулки и другое.
Варвара Юденич Детский нейропсихолог Психолог-педагог
Конечно, нельзя сказать, что одни только активные игры, массаж и настолки помогут ребенку с трудностями стать первым учеником в классе. Однако они совершенно точно усилят результат в комплексе с работой репетитора, логопеда или другого специалиста. А еще это очень хорошая практика даже для хорошо успевающих детей.
Источник: tea.ru