Дискуссии о важности раннего развития делят заботливых родителей на два лагеря: одни хотят дать ребенку все лучшее сразу, другие боятся лишить его детства. Какие развивающие занятия будут полезны малышу согласно его возрасту, а какие могут даже навредить, обсудили с профессионалом.
От 0 до 3 лет: контакт с миром в пределах досягаемости
В раннем детстве у малыша закладывается базовое доверие к миру и формируется основная мозговая архитектура. Он познает окружающую среду через движение, ощущения и глубокий эмоциональный контакт с близкими. Поэтому лучшая «развивашка» для ребенка — это безопасное пространство, которое открывает возможности для исследования, и любящий вовлеченный взрослый рядом. Польза раннего развития в студиях сильно преувеличена, поскольку все необходимое есть и дома.
Фото: Елена Кочешкова / tea.ru
Статью комментируетВарвара ЮденичДетский нейропсихологКлинический психологПедагог-психолог
Что будет полезно
До трех лет основа основ — это сенсорное развитие, то есть любые занятия, где задействованы органы чувств:
- тактильные ощущения: игры с крупами, водой, песком, тестом, безопасными природными материалами (шишки, гладкие камушки, листья);
- слух: прослушивание простых мелодий, звуков природы, игра на несложных инструментах (колокольчик, бубен, маракасы);
- зрение: рассматривание контрастных изображений, черно-белых карточек (в первые месяцы), цветных предметов.
На втором месте — развитие крупной и мелкой моторики. Крупная подразумевает ползание и лазанье по безопасным конструкциям, ходьбу по неровным поверхностям, простые танцы. Мелкая — это перекладывание небольших предметов, лепка из мягкого теста, нанизывание больших бусин, игры с сортерами и матрешками.
Третья основа — эмоциональное общение и речь. В первую очередь с близкими взрослыми. Нужно постоянно поддерживать разговор с ребенком, комментировать свои и его действия, называть предметы и их свойства. Важно чтение коротких стишков и сказок, пение колыбельных и игры-потешки.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологКлинический психологПедагог-психолог
С самого раннего возраста необходимо создать для ребенка разумный режим дня и стараться по возможности придерживаться его. Это тоже пойдет в копилку благополучного развития.
Что бессмысленно делать до трёх лет
Целенаправленно учить цифры и буквы | До трех лет ребенок с трудом понимает абстрактные символы. Зазубривание не принесет результата и отнимет время, которое требуется для действительно важных дел | |
Водить на групповые занятия с поддержанием дисциплины | Малыши психологически не готовы долго оставаться на одном месте и выполнять инструкции в группе чужих детей. Это вызовет только стресс | |
Изучать иностранные языки | Не нужно учить второй язык, пока в голове у ребенка не закрепилась как следует родная речь. Это может серьезно затормозить речевое развитие | |
Смотреть развивающие мультики и видео | Пассивный просмотр мультфильмов замедляет становление речи, развитие воображения и внимания. Картинки на экране не заменяют исследование мира |
Если двухлетка проявляет огромный интерес к числам, это тревожный звоночек и повод обратиться к нейропсихологу. Опережение развития одних навыков часто становится причиной (или признаком) торможения других.
От 3 до 5 лет: эпоха почемучек и творцов
Начиная с трех лет ребенок активно врывается в социум, его речь становится сложнее, просыпается интерес к другим детям и совместным играм. Это время, когда дополнительные развивающие занятия приобретают смысл. Младшему дошкольнику принесут пользу игровые студии, где дети много двигаются, творят и общаются под руководством чуткого педагога. Акцент ставится на социализацию и развитие навыков через игру.
Что будет полезно
На первое место выходят все сюжетно-ролевые игры: именно это теперь главный и самый важный вид деятельности, который запускает развитие ребенка. Игры в «дочки-матери», «больницу», «стройку» или «магазин» мощно развивают речь, воображение, эмоциональный интеллект и умение договариваться.
Фото: Елена Кочешкова / tea.ru
Важную позицию занимает творчество и конструирование:
- рисование разными яркими материалами;
- лепка из пластилина, теста и глины;
- аппликация и простое конструирование из бумаги;
- игры с конструкторами разного размера и сложности.
По-прежнему большую роль играют развитие речи и расширение кругозора. Это отличное время для чтения книг с последующим обсуждением сюжета и ответами на бесконечные «почему?». Уже можно ходить по интерактивным и необычным музеям, посещать детские спектакли.
Семь необычных музеев Москвы для детей: наука без скуки и рай для сладкоежек
И, конечно, не теряет актуальности физическая активность: танцы, прыжки, бег, игры с мячом, простые упражнения на координацию. В этом возрасте пора подобрать секцию или студию, где инструктор умеет работать с малышами в игровой форме, а занятия направлены на укрепление здоровья, а не на спортивные или артистические достижения.
Если ребенок ходит в садик, все указанные потребности закрываются автоматически: это и игры с другими детьми, и двигательная активность, и базовые развивающие занятия.
Что бессмысленно делать до пяти лет
Заниматься за партами, как в школе | Долгое сидение и монотонное выполнение заданий убивает мотивацию к учебе | |
Осваивать академическое творчество | Фразы «Ты раскрасил неаккуратно» или «Яблоко не бывает квадратным» лишают креативности и желания творить | |
Интенсивно обучать чтению и счету | Если ребенок не проявляет интереса, не нужно заставлять. Это может сформировать стойкое отвращение к цифрам и буквам |
От 5 до 7 лет: мягкая подготовка к учёбе через игру
Начиная с пяти-шести лет ребенок готов к структурированным занятиям, у него активно развиваются произвольное внимание, логическое мышление и усидчивость. Вот теперь можно плавно начинать подготовку к школе и изучение второго языка.
Ближе к шести годам ребенку больше всего подойдут качественные групповые «подготовишки», которые учат учиться — слушать, думать, задавать вопросы, работать в коллективе. Однако они должны быть дозированны, чтобы не отнимать у ребенка последние месяцы свободного детства.
Фото: Елена Кочешкова / tea.ru
Что действительно полезно
Наступает время, когда закладывается интерес к полноценной учебной деятельности. Важно подготовить хорошую почву для легкого усвоения знаний.
Наибольшую пользу принесут:
- любые двигательные игры и спорт «по любви»;
- игры со звуками и слогами как основа для обучения чтению (например, найти слова на букву «А»);
- простые задачки на счет и логику (поделить яблоки, посчитать птичек);
- развитие внимания и памяти (найти различия, запомнить картинку, пройти лабиринт);
- подготовка руки к письму (графические диктанты, обводка по точкам, штриховка, лепка, мозаика).
Еще большее значение приобретают навыки, связанные с общением: умение работать в паре или команде, слушать инструкцию и выполнять ее, дожидаться своей очереди.
Что бессмысленно делать до семи лет
Проходить программу 1-го класса | Когда ребенок пойдет в школу, ему будет скучно. Мотивация к учебе пропадет с первых же дней | |
Перегружать расписание | Если у ребенка нет свободного времени для игр и отдыха, это прямой путь к выгоранию до начала школы |
Оптимальное время дополнительных занятий при наличии садика — не более четырех часов в неделю. «Развивашки» нужны, но их ценность определяется не количеством, а соответствием возрасту. До трех лет главный развивающий центр — это дом и родители. После трех постепенно можно подключать групповые занятия, но их цель — социализация и игровое обучение. Ближе к семи годам акцент смещается на мягкую, грамотную подготовку к школе.
Варвара ЮденичДетский нейропсихологКлинический психологПедагог-психолог
Вы на верном пути, если после «развивашек» ребенок выходит уставшим, но довольным. Если же он капризничает, болеет и не хочет идти на занятия, это сигнал задуматься.
Фото: shutterstock.com
Источник: tea.ru