Семья

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог

Дискуссии о важности раннего развития делят заботливых родителей на два лагеря: одни хотят дать ребенку все лучшее сразу, другие боятся лишить его детства. Какие развивающие занятия будут полезны малышу согласно его возрасту, а какие могут даже навредить, обсудили с профессионалом.

От 0 до 3 лет: контакт с миром в пределах досягаемости

В раннем детстве у малыша закладывается базовое доверие к миру и формируется основная мозговая архитектура. Он познает окружающую среду через движение, ощущения и глубокий эмоциональный контакт с близкими. Поэтому лучшая «развивашка» для ребенка — это безопасное пространство, которое открывает возможности для исследования, и любящий вовлеченный взрослый рядом. Польза раннего развития в студиях сильно преувеличена, поскольку все необходимое есть и дома.

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог0

Фото: Елена Кочешкова / tea.ru

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог1Статью комментируетВарвара ЮденичДетский нейропсихологКлинический психологПедагог-психолог

Что будет полезно

До трех лет основа основ — это сенсорное развитие, то есть любые занятия, где задействованы органы чувств:

  • тактильные ощущения: игры с крупами, водой, песком, тестом, безопасными природными материалами (шишки, гладкие камушки, листья);
  • слух: прослушивание простых мелодий, звуков природы, игра на несложных инструментах (колокольчик, бубен, маракасы);
  • зрение: рассматривание контрастных изображений, черно-белых карточек (в первые месяцы), цветных предметов.

На втором месте — развитие крупной и мелкой моторики. Крупная подразумевает ползание и лазанье по безопасным конструкциям, ходьбу по неровным поверхностям, простые танцы. Мелкая — это перекладывание небольших предметов, лепка из мягкого теста, нанизывание больших бусин, игры с сортерами и матрешками.

Третья основа — эмоциональное общение и речь. В первую очередь с близкими взрослыми. Нужно постоянно поддерживать разговор с ребенком, комментировать свои и его действия, называть предметы и их свойства. Важно чтение коротких стишков и сказок, пение колыбельных и игры-потешки.

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог2Варвара ЮденичДетский нейропсихологКлинический психологПедагог-психолог

С самого раннего возраста необходимо создать для ребенка разумный режим дня и стараться по возможности придерживаться его. Это тоже пойдет в копилку благополучного развития.

Что бессмысленно делать до трёх лет

Целенаправленно учить цифры и буквы До трех лет ребенок с трудом понимает абстрактные символы. Зазубривание не принесет результата и отнимет время, которое требуется для действительно важных дел
Водить на групповые занятия с поддержанием дисциплины Малыши психологически не готовы долго оставаться на одном месте и выполнять инструкции в группе чужих детей. Это вызовет только стресс
Изучать иностранные языки Не нужно учить второй язык, пока в голове у ребенка не закрепилась как следует родная речь. Это может серьезно затормозить речевое развитие
Смотреть развивающие мультики и видео Пассивный просмотр мультфильмов замедляет становление речи, развитие воображения и внимания. Картинки на экране не заменяют исследование мира

Если двухлетка проявляет огромный интерес к числам, это тревожный звоночек и повод обратиться к нейропсихологу. Опережение развития одних навыков часто становится причиной (или признаком) торможения других.

От 3 до 5 лет: эпоха почемучек и творцов

Начиная с трех лет ребенок активно врывается в социум, его речь становится сложнее, просыпается интерес к другим детям и совместным играм. Это время, когда дополнительные развивающие занятия приобретают смысл. Младшему дошкольнику принесут пользу игровые студии, где дети много двигаются, творят и общаются под руководством чуткого педагога. Акцент ставится на социализацию и развитие навыков через игру.

Что будет полезно

На первое место выходят все сюжетно-ролевые игры: именно это теперь главный и самый важный вид деятельности, который запускает развитие ребенка. Игры в «дочки-матери», «больницу», «стройку» или «магазин» мощно развивают речь, воображение, эмоциональный интеллект и умение договариваться.

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог3

Фото: Елена Кочешкова / tea.ru

Важную позицию занимает творчество и конструирование:

  • рисование разными яркими материалами;
  • лепка из пластилина, теста и глины;
  • аппликация и простое конструирование из бумаги;
  • игры с конструкторами разного размера и сложности.

По-прежнему большую роль играют развитие речи и расширение кругозора. Это отличное время для чтения книг с последующим обсуждением сюжета и ответами на бесконечные «почему?». Уже можно ходить по интерактивным и необычным музеям, посещать детские спектакли.

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог4Семь необычных музеев Москвы для детей: наука без скуки и рай для сладкоежек

И, конечно, не теряет актуальности физическая активность: танцы, прыжки, бег, игры с мячом, простые упражнения на координацию. В этом возрасте пора подобрать секцию или студию, где инструктор умеет работать с малышами в игровой форме, а занятия направлены на укрепление здоровья, а не на спортивные или артистические достижения.

Если ребенок ходит в садик, все указанные потребности закрываются автоматически: это и игры с другими детьми, и двигательная активность, и базовые развивающие занятия.

Что бессмысленно делать до пяти лет

Заниматься за партами, как в школе Долгое сидение и монотонное выполнение заданий убивает мотивацию к учебе
Осваивать академическое творчество Фразы «Ты раскрасил неаккуратно» или «Яблоко не бывает квадратным» лишают креативности и желания творить
Интенсивно обучать чтению и счету Если ребенок не проявляет интереса, не нужно заставлять. Это может сформировать стойкое отвращение к цифрам и буквам

От 5 до 7 лет: мягкая подготовка к учёбе через игру

Начиная с пяти-шести лет ребенок готов к структурированным занятиям, у него активно развиваются произвольное внимание, логическое мышление и усидчивость. Вот теперь можно плавно начинать подготовку к школе и изучение второго языка.

Ближе к шести годам ребенку больше всего подойдут качественные групповые «подготовишки», которые учат учиться — слушать, думать, задавать вопросы, работать в коллективе. Однако они должны быть дозированны, чтобы не отнимать у ребенка последние месяцы свободного детства.

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог5

Фото: Елена Кочешкова / tea.ru

Что действительно полезно

Наступает время, когда закладывается интерес к полноценной учебной деятельности. Важно подготовить хорошую почву для легкого усвоения знаний.

Наибольшую пользу принесут:

  • любые двигательные игры и спорт «по любви»;
  • игры со звуками и слогами как основа для обучения чтению (например, найти слова на букву «А»);
  • простые задачки на счет и логику (поделить яблоки, посчитать птичек);
  • развитие внимания и памяти (найти различия, запомнить картинку, пройти лабиринт);
  • подготовка руки к письму (графические диктанты, обводка по точкам, штриховка, лепка, мозаика).

Еще большее значение приобретают навыки, связанные с общением: умение работать в паре или команде, слушать инструкцию и выполнять ее, дожидаться своей очереди.

Что бессмысленно делать до семи лет

Проходить программу 1-го класса Когда ребенок пойдет в школу, ему будет скучно. Мотивация к учебе пропадет с первых же дней
Перегружать расписание Если у ребенка нет свободного времени для игр и отдыха, это прямой путь к выгоранию до начала школы

Оптимальное время дополнительных занятий при наличии садика — не более четырех часов в неделю. «Развивашки» нужны, но их ценность определяется не количеством, а соответствием возрасту. До трех лет главный развивающий центр — это дом и родители. После трех постепенно можно подключать групповые занятия, но их цель — социализация и игровое обучение. Ближе к семи годам акцент смещается на мягкую, грамотную подготовку к школе.

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог6Варвара ЮденичДетский нейропсихологКлинический психологПедагог-психолог

Вы на верном пути, если после «развивашек» ребенок выходит уставшим, но довольным. Если же он капризничает, болеет и не хочет идти на занятия, это сигнал задуматься.

Почему трёхлетнего ребёнка не нужно учить английскому, а пятилетке не нужен счёт — отвечает нейропсихолог7

Фото: shutterstock.com

Источник: tea.ru

Читайте также

20 зимних игр с детьми на природе: как превратить прогулку в приключение

Как не стать жертвой тёмной психологии и как распознать манипулятора

Гостевой брак глазами семейного психолога: можно ли жить раздельно, оставаясь счастливой парой

Родителям о подростках: что у них в голове и как найти к ним подход

Чем, кроме книжек и мультиков, занять ребёнка в поезде

Четыре «не» при выборе детского психолога: ошибки, которые чаще всего совершают родители

Чек-лист покупок на дачу: список, который спасёт майский отдых на природе

Не «работать», а работать на удалёнке: шесть шагов для организации и мотивации себя

Язык неочевидных эмоций: слова, которых очень не хватает в русском языке

Зачем ребёнку запреты и что делать, если он закатывает истерики

Персиковый пушок, жёлтый и небесно-голубой: дизайнеры назвали цвета лета–2024

Протеин для похудения и для набора массы: в чём разница? Отвечает диетолог

Оставить комментарий

26 ÷ = 13

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее