За последние годы заметно вырос интерес к восстановлению заброшенных домов, дач и целых усадебных комплексов. Для одних это связано с потребностью в собственном месте, а для других это попытка найти внутреннюю опору в локальной культуре и истории. На примере трех проектов разбираемся, зачем возрождать объекты культурного наследия, какие сложности могут возникнуть в процессе и как такие пространства начинают жить заново.
Центр развития национальной культуры и ремесел «ПОЛЕ»
Фото: Центр развития национальной культуры и ремесел «ПОЛЕ»
Философия Центра развития национальной культуры и ремесел «ПОЛЕ» Александры Фалиштынской уходит корнями в созданный ей же в 2018 году бренд текстиля the.DOT.home. Идея проекта окончательно сформировалась к 2022 году: команда восстанавливает заброшенные усадьбы и старинные дома, превращая их в ремесленные лаборатории для авторов. Александра ездила по разным регионам в поисках объектов, и сейчас в портфолио центра — пять площадок: советская дача 1950-х годов (или «Дача.У.Дача»), дача Александренко, Усадьба Матренино, Усадьба Воробьево и Полотняно-ткацкая фабрика наследников В.Ф.Демидова, на базе которой когда-то и появился the.DOT.home. По словам Александры, возвращение к жизни этих объектов происходит не только на визуальном, но и на смысловом уровнях: такой подход позволяет формировать нить преемственности между прошлым и настоящим.
Фото: Центр развития национальной культуры и ремесел «ПОЛЕ»
В зависимости от состояния памятника архитектуры, команда фонда занимается частичной реконструкцией или полным воссозданием как самого ансамбля зданий, так и прилегающей территории с садами и парками. Основательница проекта рассказывает, что зачастую статус объекта культурного наследия значительно усложняет реализацию проекта с точки зрения сроков, бюджета и бюрократии: так, сейчас на окончание работы над каждым объектом Александра закладывает от семи до десяти лет.
Александра Фалиштынскаядизайнер, основательница Центра развития национальной культуры и ремесел «ПОЛЕ»
Нам близка идея этичной реставрации, описанная в Венецианской хартии. Мы не придумываем ничего лишнего, а подчеркиваем то, что сохранилось. Хочется, чтобы объекты были достоверными и транслировали свою историю. Прежде всего важно сохранить чуткую синергию с объектом, не мешать ему продолжать жить свою жизнь.
Для Александры восстановление усадеб — это еще один способ найти внутреннюю опору во время внешней турбулентности. Сейчас она видит проект как культурно-образовательный клуб, не исключая, что со временем концепция может измениться, ведь каждое здание по-новому раскрывается в процессе реконструкции.
Бутик-отель «Хоромы»
Фото: Лиза Гуровская
Созданный дизайнером Женей Ждановой бутик-отель «Хоромы» расположился в историческом купеческом здании конца XIX века в Тарусе — объекте культурного наследия. Каждый из его номеров — это оммаж творчеству знаменитых тарусских дачников: Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Константина Паустовского, Николая Заболоцкого, Николая Ракицкого, Святослава Рихтера, Виктора Борисова-Мусатова, семьи Ватагиных и семьи Браговских. К оформлению пространств Женя привлекла как уже известных российских дизайнеров, так и начинающих авторов. Команда задумала отель как «ключ к пониманию феномена Тарусы».
Интерьер каждого номера раскрывает разные грани творчества, философии и мировосприятия выдающихся деятелей культуры — прославившихся на весь мир жителей Тарусы. Авторы переосмыслили образы и судьбы этих людей, выявив главные составляющие местного культурного кода: искренность и бескорыстность, чистоту и открытость, служение любви и красоте.
Фото: Лиза Гуровская
Дом, в котором расположен отель, находился в заброшенном состоянии. В рамках реконструкции команда стремилась вдохнуть в него новую жизнь, бережно обращаясь с существующим наследием и тщательно интегрируя в оформление культурный код места. Например, в музыкальной гостиной «Хором» можно увидеть дореволюционную печь Сан-Галли: так команда отдает дань уважения культуре русского быта, в которой этот объект занимал центральное место
Фото: Лиза Гуровская
Усадьба Строгановых
Фото: Усадьба Строгановых
Надежда Ягофарова инициировала восстановление Усадьбы Строгановых в 2022 году. Дизайнер связывает интерес к объектам культурного наследия со своей любовью к антиквариату и к истории в целом, часто заметной в ее интерьерных проектах. На подготовку к реализации проекта ушло два года, при этом команда тесно сотрудничала с историками, архивистами и культурологами. «Мы нашли большое количество архивных документов и поняли, что нам не нужно ничего придумывать — в наших руках уже было настоящее историческое богатство. Кроме того, в процессе работы я обнаружила, что мои предки жили на землях Строгановых — это придало проекту особую глубину и личную значимость», — рассказывает Надежда.
Фото: Усадьба Строгановых
Усадьба Строгановых — это памятник культуры федерального значения, что накладывает определенные сложности на реконструкцию. Изначально команда хотела взять в работу все 44 здания на участке, однако технически это оказалось невозможно, поэтому количество решили сократить до двенадцати. По задумке команды, они не просто будут отреставрированы, а превратятся в открытое для всех культурное пространство.
Фото: Усадьба Строгановых
Надежда Ягофаровадизайнер, идеолог Усадьбы Строгановых
Мы хотим восстановить не просто стены и интерьеры, но сам дух усадьбы, возродить традиции Строгановых, основанные на ценностях образования, культурного подвижничества и развития человеческого капитала. Уже сейчас гости могут приезжать на территорию усадьбы: внутрь пока вход закрыт, но можно свободно гулять по парку и осматривать архитектурные памятники. Мы уже продумываем проект отеля и ресторана, чтобы гостям было где переночевать. Кроме того, вместе с Университетом Строганова мы работаем над созданием аудиоспектаклей.