В России завершена разработка и запущено серийное производство отечественных датчиков уровня охлаждающей жидкости. Вся история, от размещения заявки до реализации проекта посредством обратного инжиниринга, — в специальном материале «5 Колесо».
Петербургской компанией «РД Групп» завершена работа по проведению обратного инжиниринга зарубежного датчика уровня охлаждающей жидкости для грузовиков КАМАЗ семейства «Компас»: фактически это означает, что к настоящему времени наконец найден свой, отечественный, разработчик, который смог предложить собственные датчики, устанавливаемые на среднетоннажные грузовики серии «Компас».
Дело в том, что ранее проект, подразумевающий выполнение обратного инжиниринга иностранных датчиков, был поддержан грантом Агентства по технологическому развитию, — говоря простыми словами, с целью «начать массово делать то, что за нас давно начали делать за рубежом [в Китае]». И «РД Групп» теперь удалось приступить к серийному производству датчика уровня охлаждающей жидкости для российских «среднетоннажников» — сделать то, что давно «просилось».
Разработка и запуск производства отечественных датчиков
Реализованный проект имеет достаточно длительную предысторию. Все началось с того, что КАМАЗ представил свою заявку на рассмотрение соответствующей экспертной группы Агентства по технологическому развитию, которая вынесла положительное решение о возможности проведения всех НИОКР, а также коммерческой реализуемости серийного выпуска продукта — датчика охлаждающей жидкости для среднетоннажных грузовиков КАМАЗ семейства «Компас».
Затем, в июне 2022 года, по итогам проведенного конкурса победителем признали компанию «РД Групп» из Санкт-Петербурга, которой предоставили грантовое финансирование.
После всей проведенной работы (изучение компонентов датчика, материаловедческий анализ, создание цифровой модели, подготовка документации, создание опытных образцов и макетной партии, проведение полного цикла испытаний и др.) конструкторская документация «РД Групп» была предоставлена Агентству по технологическому развитию, которое выполнило проверку и приемку.
А в конце прошлого, 2024-го, года, компанией «РД Групп» были поданы документы в Ленинградскую областную торгово-промышленную палату для завершения всех сертификационных процедур (получение сертификата по форме СТ-1, российского происхождения товара).
В ходе рассмотрения документации и аудита петербургской производственной площадки «РД Групп» в этом месяце, в январе 2025 года, был зарегистрирован сертификат СТ-1 на датчик уровня охлаждающей жидкости — уже российского производства.
Обратный инжиниринг
Здесь требуется пояснение. Сам по себе обратный инжиниринг не является быстрым процессом, состоящим из набора простых операций. И обратный инжиниринг даже небольших изделий наподобие рассматриваемого датчика уровня охлаждающей жидкости для грузовиков КАМАЗ «Компас» — это длительный комплексный процесс. Потому что предоставляется лишь образец зарубежного производителя, и у потребителя просто отсутствует полная информация о составе, функциональных характеристиках конкретного изделия.
Соответственно, начинаются длительные исследования материалов, характеристик, инициируется процесс создания стендов, написания соответствующих программ, составления методик испытаний…Но в настоящее время реальность такова, что именно обратный инжиниринг — это очень важный, если не самый важный, механизм, который реально работает на практике — реализация проектов обратного инжиниринга дают возможность снижать зависимость российской промышленности (автомобильной, разумеется, тоже) от импорта критически важных комплектующих.
Так что значение обратного инжиниринга растет, и он требует дальнейшей более активной поддержки — в целях обеспечения суверенитета по ряду позиций в различных отраслях отечественной промышленности.
Источник: 5koleso.ru