Общество

Трассу Кисловодск — Адлер не построят? Что не так с проектом

Трассу Кисловодск — Адлер не построят? Что не так с проектомНесколько лет власти Ставрополья обещают соединить КМВ с Адлером. Проект представляли федералам, однако до реализации так и не дошло. Что мешает строить трассу — в материале NewsTracker.СюжетЭксклюзив

Как все начиналось

Примерно 8 лет назад власти региона вспомнили о «золотом» проекте строительства трассы из Кавминвод до Сочи, который появился еще в 1961 году. Чиновники его переделали и представили в Совфед. На тот момент трассу оценили примерно в 65 миллиардов рублей. В миндоре заверяли, что строительство дороги даст возможность на 50% сократить расстояние между курортами Ставрополья и Кубани.

Однако с комментариями «против» выступил губернатор Краснодарского края. По словам Вениамина Кондратьева, план строительства дороги требует «взвешенного подхода». Ведь проект предполагает работы на территории Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского Национального парка. После власти СК также подтверждали, что проект может так и не быть реализован, потому что 14 километров заповедника мешают соединению Кисловодска и Сочи.

Проект предполагает работы на территории Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского Национального парка.Проект предполагает работы на территории Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского Национального парка.Фото: 1MI

Однако обсуждения продолжились и не прекращаются по сей день. С каждым годом проект дорожает, но аргументируется тем, что у россиян появится возможность «оздоравливаться на КМВ», а после этого сразу «кататься на лыжах в Архызе и Домбае» и тут же «отдыхать на Черноморском побережье».

Ближе к 2022 году году глава правительства Михаил Мишустин поручил произвести «предварительный расчет», во сколько обойдется бюджету строительство дороги, которая соединит туристические регионы. Заниматься этим вопросом обязали Минтранс, Минприроды, Минфин и Минэкономразвития.

Каждый год одно и то же

Амбициозный проект, который начал свою историю еще 60 лет назад превратился в то, что каждый год чиновники пытаются вдохнуть в него новую жизнь.

Так, на прошлой неделе жители края напомнили, что власти, бравируя преимуществами строительства новой дороги, тем, как она изменит жизнь и привлечет туристов, так и не приступили к реализации. Однако миндор Ставрополья ответил стандартной уже приевшейся формулировкой.

До этого надежды вселил еще и мэр Кисловодска Евгений Моисеев, заявив, что проект трассы могут внести в план развития КМВ. Однако, если вспомнить оценку работ, то в 2021 году она превышала уже 97 миллиардов рублей. При этом весь план развития КМВ оценивается в 60 миллиардов. То есть только один из пунктов обойдется более чем в 1,5 раза дороже.

Так и не построят?

Проект действительно имеет большие амбиции, но вот его реализация требует решения огромного количества проблем. Во-первых, она сопряжена с рядом технических и экологических вызовов. Строительство трассы через горные районы Северного Кавказа требует значительных инженерных усилий и ресурсов, чтобы учесть рельеф, возможность оползней и другие природные риски. Важно провести детальную экологическую оценку, чтобы минимизировать воздействие на уникальные природные экосистемы. Однако такая работа до сих пор так и не была проведена.

Строительство трассы через горные районы Северного Кавказа требует значительных инженерных усилий и ресурсов.Строительство трассы через горные районы Северного Кавказа требует значительных инженерных усилий и ресурсов.Фото: 1MI

Финансирование — еще один критический аспект. Теперь проект может стоить уже несколько сотен миллиардов. Важно определить источники финансирования, будь то государственный бюджет, частные инвестиции. В-третьих, необходимо обеспечить координацию между федеральными и региональными, а также привлечь общественность и экспертов к обсуждению плана.

Стоит отметить, что в Минтранс поступало еще одно предложение по этой трассе, но уже между Черкесском и Адлером. Протяженность дороги составит 273 км, что должно в 2 раза сократить время пути. Проект отличается — частью новой трассы должны стать участки федеральных дорог А-155 и А-156, а также 14-километровый участок Архыз — Лунная Поляна — гора Дукка.

Вместе с этим в 2023 году глава Минтранса Виталий Савельев на совещании по теме туризма в Дербенте заявил, что после 2027 года может начаться строительство дороги между курортами «Архыз» и «Красная Поляна». Это будет 111 км обычной дороги и 13 км тоннеля.

Столь масштабный проект предполагает колоссальные финансовые влияния из федерального бюджета, поэтому не удивительно, что за право строительства борются сразу два региона.

Экологи категорически против трассы

Работы, в том числе по возведению тоннелей, пока невозможны из-за колоссального вреда природе. Как заявлял эколог Валерий Шмунк, прокладка дороги через заповедники представляет собой наихудший вариант. Он указывал, что при строительстве на территории заповедников могут появиться чужеродные растения и насекомые, которые точно повредят уже сформированную экосистему. Экологи и общественники говорят, что обратятся с жалобой в ЮНЕСКО, в случае начала работ.

А экс-руководитель Кавказского биосферного заповедника Валерий Бриних говорил, что если реализовывать планы, которые предлагают в нынешнем виде, то ядро Кавказского заповедника будет просто уничтожено.

Строительство трассы, конечно, может в значительной степени повысить турпоток в СКФО, однако все это будет сиюминутной выгодой, тогда как последствия для экологии будут необратимыми, заявил в разговоре с NewsTracker общественник и эколог Георгий Легкобитов.

План, который предлагают власти в нынешнем виде, то ядро Кавказского заповедника будет просто уничтожено.План, который предлагают власти в нынешнем виде, то ядро Кавказского заповедника будет просто уничтожено.Фото: 1MI

«Еще в СССР, следом в ранней новейшей России, когда власти принимали научно обоснованные решения, и были настоящие государственные экологические экспертизы, было дано заключение — нельзя. Никакие экономические выгоды не покроют ущерб этой уникальной природе, а будущие поколения России её будут лишены навсегда. Что не может быть оправдано экономической целесообразностью. Сейчас в России иные власти, им целесообразно уничтожение и природно-заповедного фонда России, навсегда, ради своей сиюминутной выгоды», — отметил собеседник издания.

Эколог также рассуждает, с какой целью власти периодически напоминают о проекте, хотя никаких подвижек по данному вопросу нет.

«А что оно могут предложить обществу в созидании и развитии страны, в любой отрасли, кроме туризма, как драйвера экономики и светлого будущего России, который они педалируют с 2011 года?», — задался вопросом Георгий Легкобитов.

Но главное, что важность Кавказского биосферного заповедника настолько велика, что необходимо предпринимать все усилия для его сохранения, а не уничтожения. В противном случае будет нанесен ущерб не только регионам, а всей планете.

«Это международное достояние, всемирный резерват, ЮНЕСКО, если человечество что-то потеряет, для восстановления формы жизни берутся из резерватов. Но у нас власть состоит из коммерсантов, они, как показывает их правление, родителей и детей продадут за 30 серебряников», — резюмировал Георгий Легкобитов.

Что там с турпотоком

Несмотря на отсутствие трассы, Краснодарский край и Кавминводы продолжают оставаться популярными направлениями для туристов. В частности Краснодарский край уже к маю 2024 года посетило 5,3 миллиона человек.

У Ставропольского края показатели скромнее. Согласно последним данным Росстата, за 5 месяцев было совершено 966 тысяч поездок. КЧР за это время посетило 377 тысяч человек. Таким образом еще до лета указанные регионы приняли почти 7 миллионов туристов. Вопрос о том, какие показатели были бы с учетом построенной дороги, остается открытым, ровно как и кому достанется многомиллиардные инвестиции, а также право заняться этим подрядом, если все же мнение экологов не будет учтено.

Источник: newstracker.ru

Читайте также

Три молодые семьи в Кисловодске получили жилищные сертификаты Ставрополь (Кавказ)

В Совфеде обсудили предложения главы Ставрополья по инициативному бюджетированию

Номерной фонд на Ставрополье вырастет на 40% благодаря особой экономической зоне

Полицейские на Ставрополье почтили память Героя России Владимира Попова

Командующий округом встретился с офицерами-выпускниками, прибывшими для прохождения службы на Северный Кавказ Ставрополь (Кавказ)

После прямой линии губернатора все обращения жителей Ессентуков взяли в работу Ставрополь (Кавказ)

Банановый комплекс начали строить в Невинномысске

В Пятигорске школьники устроили массовый заезд на мотоциклах Ставрополь (Кавказ)

Ветеран СВО из Кировского округа проголосовал на выборах губернатора Ставрополья Ставрополь (Кавказ)

Ставрополье завершает эксперимент по курортному сбору введением турналога Ставрополь (Кавказ)

Жители города Хасавюрт могут законно освободиться от долгов!

Пятигорск присоединился к социальному проекту «Гостеприимный город для всех»

Оставить комментарий

× 9 = 9

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее