Для чего нужны эти надсмотрщики? Египтяне изобрели древнейший в мире 365-дневный календарь, который лёг в основу григорианского. У них не было недель, были декады. Один ушебти по египетским представлениям в ином мире работает десять дней — одну декаду — и эту декаду за ним надзирает надсмотрщик.
«Алкимия» и три цветка папируса
— Что ещё изобрели египтяне?
— У них очень были развиты науки, например астрономия. Учитывая, что начало древнеегипетской цивилизации датируется серединой IV тысячелетия до н. э., они знали как минимум о пяти планетах, о том, что Земля имеет форму шара.
— Есть мнение, что астрология зародилась в Древнем Египте и там же появились карты Таро. Это так?
— Древнейший египетский гороскоп датируется III веком до н. э. До этого периода классической астрологии в Египте не было. Это индо-вавилонское учение, оно пришло вслед за Александром Македонским, которого воспринимали как царя–освободителя, потому что он избавил египтян от персидского нашествия. А вот что касается карт Таро, то их точно не было в Древнем Египте. Это изобретение эпохи Возрождения.
В закрытой для посещений зоне между лапами Сфинкса
— Как занимались наукой древнеегипетские астрономы?
— Обсерватории располагались на крышах храмов. При помощи специальных приспособлений древнеегипетские учёные наблюдали за звёздным небом. Особый интерес у них вызывали Орион и его «супруга» — Сириус. С её восходом обычно совпадал разлив Нила. Для египтян эти звёзды были священными.
— Какой след древние египтяне оставили в мировой науке и культуре?
— Там были разработаны основы физики и химии. Средневековые арабы назвали последнюю «альмия», «алкимия», «аккеме». То есть наша с вами химия — это та самая алхимия или алкимия, к которой в средние века добавились эзотерические тайные учения, но от которых она потом очистилась.
В погребальной камере пирамиды царя VI династии Тети, Великий некрополь Саккара
Через Грецию и Византию в русскую культуру из Древнего Египта пришла иконография и представления о некоторых святых. Так, Георгий Победоносец, который побивает на коне змея, — это образ, восходящий к знаменитому мифу о великом солнечном царе Хоре Бехдетском. Изначально он стоит на ладье с копьём и побеждает змея или крокодила. А уже в римское время ладья стала конём.
Любопытно, что больше 30 имён, считающихся славянскими, на самом деле древнеегипетские — например, Пахом, Ануфрий, Таисия и т. д. Сказка о Златовласке тоже пришла из Древнего Египта. Там этот сюжет впервые прозвучал в середине II тысячелетия до н. э. Буква «ш» — это иероглиф трёх цветков папируса, поднимающихся из озера. В древнеегипетском языке был такой звук, произносился почти как наше «ш».
А если говорить о памятниках материальной культуры, то очень многие египетские вещи считались магическими оберегами — например, фигурки богини Исиды, держащей на руках младенца Хора. Их часто находят в России на всей территории — вплоть до Урала и на Северном Кавказе. Попадали они сюда через торговые контакты.
Среди святынь города Ахмима — голова колосса Рамсеса Великого
— Вы про Великий шёлковый путь? А что насчёт скифов, живших на территории Ставрополья — бывали ли они в Древнем Египте?
— Да, я имел в виду в том числе Шёлковый путь. А по поводу скифов — такой информации в сохранившихся египетских источниках нет, как нет каких-то предметов, это подтверждающих. При этом на египетские источники смело можно в этом вопросе опираться — они точные, потому что древние египтяне любили детали.
«Сердце трепещет, как рыба в пруду»
— А какими были древние египтяне?
— Они считали, что мир не развивается, а деградирует и с течением времени отходит от царившего когда-то золотого века, а человек погрязает в материальном и теряет ощущение предков, течение мира богов. И задача человека и человечества, по их мнению, — вернуться к истинам предков, наслаждаться произведениями искусства, постоянно обращаться к мудрости, чтобы поддерживать в человеке человечность, чтобы, как они говорили в своих текстах, «не утомилось сердце». Ведь томление сердца — это почти что смерть, по их убеждению.
При этом они были весёлыми людьми. Например, в XII веке до н. э., в эпоху правления Рамсеса Великого II, в одну из деревень на западном берегу Нила, где жили строители царских гробниц, переехал сын одного из чиновников. Один из мастеров, Неферхотеп — такой древнеегипетский Рафаэль своего времени — пожаловался на него визирю: тот вёл себя неподобающе, был пьяницей, насильником, драчуном. Неферхотеп в своём письме в том числе написал: «А ещё он пьяный сидел на незавершённом саркофаге фараона и кидался в прохожих глиной».
В гробнице царя Сети I в Фивах, Долина царей XIII в. до н.э.