Фото:МК-Кавказ
От кадрового голода до профориентации: как регион ищет баланс между спросом и предложением на рынке труда. Экспертное мнение специалиста Северо-Кавказского федерального университета.
Продавцы (4 тыс.), менеджеры (3,9 тыс.) и операторы call-центров (3 тыс.) – эти три профессии стали лидерами по количеству вакансий в Ставропольском крае в этом году по данным популярной отечественной платформы по поиску работы. И хотя эти цифры – только часть общей картины, отличия от прошлогодней тройки лидеров есть. В минувшем году наибольшую потребность край испытывал в менеджерах по продажам, продавцах-консультантах и кассирах.
– Рынок труда Ставрополья сегодня напоминает качели: с одной стороны — тысячи вакансий в сфере услуг, с другой — острый дефицит кадров в образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве. При этом данные разных источников часто противоречат друг другу, что мешает выстроить эффективную систему подготовки специалистов, — подчеркивает доцент доцент кафедры государственного, муниципального управления и экономики труда института экономики и управления СКФУ, кандидат экономических наук Оксана Мухорьянова.
Сейчас работодатели активно ищут разнорабочих, бухгалтеров, медсестер и водителей. А вот что касается распиаренных ИТ-профессий, в числе которых дата-сайентисты и гейм-дизайнеры, то они оказались в аутсайдерах — на эти позиции в крае открыто менее 15 вакансий. При этом, по прогнозам Минтруда, до 2031 года наибольшая потребность будет в педагогах, врачах, аграриях и работниках обрабатывающей промышленности. А Минэкономразвития заявляет о 19 тысячах вакансий в сфере туризма и санаторно-курортного обслуживания.
– Проблема не только в привлечении, но и в удержании кадров. Современные молодые специалисты ценят не только конкурентноспособную зарплату, но и гибкий график, комфортные условия. Если работодатели не адаптируются, отток продолжится, — объясняет Оксана Мухорьянова.
Для борьбы с кадровым дефицитом в регионе делают ставку на раннюю профориентацию: в школах запускаются агроклассы; промышленные предприятия проводят олимпиады и стажировки для студентов, а вузы корректируют программы под запросы рынка.
– Для того, чтобы выстроить эффективное партнерство в паре «образовательная организация – работодатель» нужные четкие методики, репрезентативная выборка опросов, честные ответы работодателей и единый центр сборки информации, что позволит дать объективные аналитические данные, – комментирует Оксана Мухорьянова.
Региону предстоит не только заполнить «горячие» вакансии, но и создать условия, чтобы специалисты не уезжали в другие регионы. А для этого, как считает эксперт, нужен системный подход — от цифровизации процессов до диалога между властью, бизнесом и образовательными учреждениями.
Источник: mk.ru