Мир уже несколько месяцев сходит с ума от маленьких плюшевых монстриков Labubu. Некоторые призывают запретить продажи этих игрушек, опасаясь за психику детей, другие же с радостью покупают их сами. «Победа26» вместе со ставропольским психологом Мариной Грицай разбиралась, опасна ли модная игрушка для ментального здоровья ребёнка и почему взрослые люди так охотно скупают Labubu за баснословные деньги.
Пушистое тельце и острые зубы
Labubu — это главный герой одноимённого бренда коллекционных плюшевых игрушек в виде монстров, созданный гонконгским дизайнером Лун Касином. Сочетает в своём облике игривость и некоторую свирепость. Тело покрыто мягкой шерстью, глаза широко распахнуты, уши заострены, а во рту острые зубы, которые складываются в озорную улыбку.
Фигурки Labubu обычно продаются в специальных закрытых упаковках. В каждом наборе есть игрушка, выбранная случайным образом. Кроме того, в коробки часто добавляют редкие и эксклюзивные фигурки.
Первый всплеск интереса к зубастым игрушкам произошёл в октябре 2024 года. В течение некоторого времени спрос оставался стабильным, но в апреле 2025 года он резко увеличился. И эта тенденция сохраняется до сих пор.
Монстры больше не враги?
Ставропольский психолог Марина Грицай считает, что поколение Z, они же зумеры (рождённые с 1995 по 2010 годы, — прим. ред.), и альфа (рождённые с 2010-х годов по середину–конец 2020-х годов, — прим. ред.) не боятся ничего «страшного».
«Современные дети выросли с мемами и мультфильмами, где монстры — это не враги, а друзья, которых просто не все понимают, но принимают их существование»,
— поясняет психолог.
По её мнению, фигурки Labubu — это внутренний монстр человека, которому наконец разрешили быть на виду. Это возможность признать свою двойственную природу. Что касается взрослых, то они, говорит Грицай, прикрепляют их к сумкам и рюкзакам, получая возможность соприкасаться со своим внутренним ребёнком и автоматически своей двойственностью — «Я могу быть и добрым, и злым, и серьёзным, и не очень».
И этому есть подтверждение. На официальной странице магазина появляются отзывы, где взрослые люди прямым текстом об этом пишут.
«Когда впервые увидела это чудо-юдо, подумала: «Да зачем мне это? Я взрослая женщина, мне есть куда тратить деньги». И вот я заказываю целое семейство Labubu для себя, мамы и сестры. Впервые за много лет почувствовала себя ребёнком, который открывает новогодний подарок и только догадывается, что внутри»,
— следует из отзыва в интернет-магазине.
Ставропольский психолог Марина Грицай
Так как же зубастые монстрики влюбили в себя половину земного шара? Здесь Марина Грицай уверена, что во-первых, красота — понятие относительное. Во-вторых, в современном мире уже существует новое понятие привлекательности.
«”Милый” больше не значит: «розовое, круглое, с ресничками». Нынешняя эстетика — это ирония, гротеск, странность, уязвимость, «фриканутость». Labubu в этом смысле — идеальное зеркало времени. У фигурок немного нервное лицо. Иронично то, что мы живём в тревожном мире, и дети чувствуют это не хуже взрослых»,
— считает психолог.
Эта игрушка — не про страх, а про признание монстров внутри и снаружи.
«Это что-то типа: Да, мне бывает страшно, странно, неловко — и я всё равно достоин обнимашек!»
— поясняет Марина.
Именно поэтому их не стоит бояться покупать своим детям. Labubu — просто безопасный способ прожить эмоции, которые сложно назвать: тревогу, одиночество, фрустрацию. Если ребёнок счастлив с этой игрушкой — значит, она отвечает его эмоциональной потребности, пусть и не всегда эстетической в глазах взрослых, — уверена эксперт.
«Дети не путают вымысел и реальность. Для них это просто мягкий друг»,
— говорит Грицай.
Современные дети выросли с мемами и мультфильмами, где монстры — это не враги, а друзья
АнтиБарби и психотерапия
Недавно один из депутатов Госдумы призвал запретить эти игрушки, так как, по его мнению, они негативно влияют на психику детей. Но, может, дело не в игрушке, а в индивидуальном взгляде на неё , рассуждает Грицай.
«Представьте: посадили всех людей в один круг и в центре поставили эту игрушку. И вот спрашивают у каждого, что он про неё думает, что он чувствует. У каждого будет свой ассоциативный ряд, исходя из прошлого опыта»,
— говорит Марина.
Возможно, кто-то из взрослых может негативно отозваться и, например, это связано с прошлым неприятным опытом, когда у этого человека не было такого разнообразия игрушек. Здесь даже может включиться эффект бессознательной зависти. А кто-то наоборот, может восхищаться и тоже завидовать, но с позитивной стороны.
У кого-то эта игрушка может вызвать страх потому, что этот монстрик похож на мультфильм или фильм, который раздражает человека.
«Знаете, какие-нибудь страшилки из 1990-х, которые в то время вызывали много эмоций. Это может как-то напоминать что-то подобное, то есть про тот опыт, который стоит за плечами. Это может вызывать ассоциацию и, как следствие, реакцию»,
— поясняет эксперт.
Психолог считает, что Labubu — это честная эмоциональная игрушка для тех, кому надоела позиция «Всё должно быть красивым». Это как «антиБарби», только пушистый и с психотерапевтическим посылом, подытожила Грицай.
Авторы:Вероника Николаева
Источник: pobeda26.ru