Фото: МК-Кавказ
На круглом столе Общественной палаты Ставропольского края обсудили возникшую угрозу жизни и здоровья жителей края от электросамокатов.
Главврач Ставропольской краевой детской клинической больницы Андрей Пучков отметил, что проблема с безопасным использованием электросамокатов в регионе стоит крайне остро. По его словам, в 2024 году было зарегистрировано более 100 ДТП с участием самокатчиков. За первые месяцы 2025 года — уже 17 случаев. Кроме того, в детские медучреждения поступило более 200 обращений, связанных с травмами от электросамокатов.
Начальник отдела УГИБДД Вячеслав Коноваленко рассказал, что в 2024 году в крае произошло 67 ДТП с пострадавшими, 2 человека погибли, 71 получили травмы. В 2025 году — уже 35 происшествий, 1 погибший и 38 пострадавших.
«И это — только официальная статистика. Реальные цифры могут быть в 10 раз выше — большинство мелких происшествий не регистрируются. Помимо прокатных самокатов, особую тревогу вызывают частные электросамокаты, которые зачастую обладают большей мощностью, не имеют ограничений и не подлежат учёту», — сказал он.
Также был поднят вопрос о законности деятельности операторов кикшеринговых компаний: ГИБДД СК и представители администрации города отметили, что соглашения с ними не заключались и официальное взаимодействие с муниципалитетами отсутствует, а регистрация в ГИБДД не проводилась.
Глава Кисловодска Евгений Моисеев рассказал, что в курортной зоне уже действуют ограничения, но решить проблему полностью пока не удаётся.
«Средства бросают где попало. Где-то нам идут навстречу, где-то — нет. По результатам анкетирования большинство жителей высказываются о запрете прокатных СИМ», — сказал мэр.
Евгений Моисеев предложил комплексный подход, а именно — определить запрещённые зоны по примеру Москвы, ограничить максимальную скорость в пешеходных зонах, ввести обязательную регистрацию пользователей и тестирование на знание правил, ввести технические требования к устройствам и обязать кикшеринговые компании согласовывать работу с муниципалитетами.
Подать жалобу за ненадлежащее использование самоката модно в специальный чат-бот. Доступ к чату открыт в Телеграм-канале @Samokat_ru_bot.
Руководитель ООО «ВУШ» Алексей Карапетян подчеркнул, что компания готова к открытому диалогу с органами власти, следуя успешному примеру Татарстана и Сочи.
По его словам, предлагается ограничение скорости, зонирование по GPS, регистрация пользователей. В лесопарковые зоны уже ограничен доступ. Карапетян отметил, что предложения об ограничении скорости ниже 15 км/ч уже поступали, но реализация этой инициативы технически пока невозможна.
В краевой Думе отметили, что в регионе отсутствует необходимая инфраструктура, контроль за порядком и законодательная база.
«Это бизнес с рентабельностью 100%, который вышел из-под контроля», — подчеркнули депутаты.
Депутат Государственной Думы РФ Раиса Кармазина обратила внимание на отсутствие взаимодействия с местными властями. По ее словам, она готова поддержать предложенные меры.
«Почему не согласовываются маршруты с муниципалитетами? У нас уже есть случаи тяжёлых травм. Это уже вопрос федерального уровня, и мы возьмем его под контроль», — добавила она.
Председатель правления «Парки культуры и отдыха» Ставрополя Виктор Бондаренко рассказал, что в Центральном парке города самокаты и велосипеды запрещены. В парке Победы выделены отдельные дорожки, на которых установлены «лежачие полицейские», снижающие скорость. Однако, по его словам, это не улучшает ситуацию.
«Нужны выделенные дорожки, которые не пересекаются с пешеходными. Пока таких решений нет — конфликты между людьми и самокатчиками неизбежны», — сказал он.
Начальник отдела прокуратуры СК по надзору за соблюдением прав предпринимателей Яна Шелкоплясова обратилась к операторам, чтобы кикшеринговые компании активнее взаимодействовать с муниципалитетами.
Представитель экспертного сообщества Владимир Разумов отметил, что необходимы меры по линии образования, таможенного контроля (ограничение импорта), нормативы по парковке и закон на региональном уровне.
По итогам заседания были озвучены предложения на ввод запрета на движение электросамокатов в пешеходных зонах, ограничение максимальной скорости до 10 км/ч в зонах повышенного риска, обязательную регистрацию пользователей и возраст, согласование маршрутов и парковочных зон с органами местного самоуправления, а также на разработку единого механизма жалоб и контроля электросамокатов.
Источник: mk.ru