30 июня, 14:43
«В станице Георгие-Афипской священник отец Александр Флегинский был изрублен в куски», – говорилось в «Обращении церкви Екатеринодарской к христианским церквям всего мира», опубликованном 7 апреля 1919 года в газете «Вольная Кубань». Отец Александр не боялся смерти и лишь желал, чтобы его кончина как христианина была «непостыдна». СправкаСвященномученик Александр Флегинский, пресвитер Георгие-Афипский (1861-1918)причислен к лику святых Архиерейским собором Русской православной церкви за границей в 1981 г. 4 мая 2017 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о включении имени священника Александра Флегинского в Собор новомучеников и исповедников Церкви русской. День памяти: 6 апреля. Беспокойная Афипская Настоятель храма великомученика Георгия Победоносца посёлка Афипского Северского района протоиерей Андрей Бятец – коренной афипчанин в шестом поколении. «Мало было желающих ехать на левый берег реки Кубани, потому что здесь ещё в 20-х годах нашего XX столетия можно было запросто словить пулю, – рассказывает отец Андрей паломникам из Выселковского района: православным следопытам и ученикам воскресных школ выселковских храмов святителя Николай Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы и храма Рождества Пресвятой Богородицы ст. Балковской. – У нас был саманный дом и ставни очень толстые. По диагонали у них такой шкворень, где-то, наверное, сантиметра полтора, из металла, и шириной сантиметров пять-шесть, и пробой насквозь через стену. Пробоем изнутри на чеку закрывалось. Как только солнце начинает садиться, отец: «Всё, бегом на улицу. Давай, закрываем ставни». Я бегу. Ставни сюда, пробой туда, отец изнутри хлоп чекой — всё, пошли к следующему окну. Так мы и жили. Да и в XIX веке мало было охотников переезжать в станицу Афипскую. Большей частью сюда высылали тех, кого в тюрьму не за что сажать, но и хулиганы. Раз вы такие смелые, то туда, за Кубань, к черкесам езжайте и там с ними воюйте. Так вот и мои предки тоже приехали. Я в архивах нашёл, что были высланы, а жили в Екатеринодаре». Будучи настоятелем Георгиевского храма, отец Андрей начал поиск информации о своём предшественнике – иерее Александре Флегинском, служившем в старом, разрушенном в 1930-е годы Георгиевском храме. СправкаИстория прихода станицы Георгие-Афипской началась с 1866 года, когда приходским священником был назначен Фёдор Михайлович Сперанский (до этого в Георгие-Афипском укреплении действовала войсковая походная церковь). В 1866 году на 400 рублей, собранных жителями, началось строительство Георгиевского храма, завершившееся освящением в 1867 году. В 1885 году была устроена новая Георгиевская церковь, «зданием деревянная, на каменном фундаменте, с такою же колокольнею». В 1939 году церковь в Георгие-Афипской разрушена, были вырыты даже камни фундамента.Источник: сайт Георгиевского храма. «Поехал я в Ставропольский архив. Там говорят, что за месяц надо документы заказывать, а в моём распоряжении два-три дня. Милостью Божией сотрудники пошли навстречу, выдали мне клировые ведомости. Там я нашёл первые документальные данные об отце Александре», – вспоминает отец Андрей. Что церковные материалы рассказали о будущем священномученике? Смерть благочинного Священномученик Александр Флегинский. / Фото: www.kanonkuban.ru. Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника. В 1883 году окончил Кавказскую духовную семинарию, получив место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В том же году был рукоположен в сан диакона, а затем священника епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом (Осецким). Служил в станице Ключевой Кубанской области (ныне – Старопольский край), станице Красногорской (ныне – Карачаево-Черкесская Республика), пока 4 февраля 1908 года не был переведён в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17 округа. В станице он и погиб в марте 1918 года. «Это случилось, когда Добровольческая армия во время Первого Кубанского похода штурмовала Георгие-Афипскую, – говорит отец Андрей. – Перед наступлением, по обыкновению, разведка белых приходила к священнику и атаману. Это были с их точки зрения самые благонадёжные люди, у которых можно было что-то узнать. И во время штурма красные привели отца Александра в район железнодорожной станции и порубили шашками. Там же, в окрестностях, его и бросили. Считается, что на отца Александра наябедничал его дьякон. Он пошёл и доложил красным, что к священнику приходили кадеты». Один из мостов железной дороги Екатеринодар-Новороссийск в районе станицы Георгие-Афипской. / Фото: www.kanonkuban.ru. Так, воспоминания Романа Гуля «Ледяной поход» содержат следующий эпизод. «Три вооружённых казака ведут мимо обоза человек 20 заложников, вид у них оборванный, головы опущены.– А, комыссары! – кричит ктото с подводы.– Смотрите-ка, среди них поп!»– Это не поп – это дьякон, кажется, из Георгие-Афипской. У него интересное дело. Он обвинил священника перед «товарищами» в контрреволюционности. Священника повесили, а его произвели в священники, и одновременно он комиссаром каким-то был. Когда наши взяли станицу, его повесить хотели, а потом почему-то с собой взяли…» Христианское почитание Растерзанное тело отца Александра было найдено в августе 1918 года, после освобождения Добровольческой армией станицы от большевиков. По мнению исследователей, наиболее вероятно, что, узнавший об этом сын Владимир, занимавший должность судебного следователя 2-го участка Сальского округа Новочеркасского окружного суда, вывез его в краевую столицу для христианского погребения. Отпевание состоялось 18 сентября 1918 года в Александро-Невском соборе Екатеринодара при стечении большого количества духовенства. Похоронили убитого священника на городском Всехсвятском кладбище. В 2015 году могила отца Александра была обнаружена, через два года по благословению Патриарха Кирилла обретены мощи священномученика. На сегодняшний день святые останки является единственными в своём роде на Кубани. Гости из Выселковского района поклонились мощам кубанского святого, пребывающим в Георгиевском храме пос. Афипского. / Фото: «ВС». «Я был при этом значимом событии, – поделился с гостями афипского храма отец Андрей. – Присутствовавший там же патологоанатом показал нам косточку черепа, на которой был виден срез от шашки. Он тогда обратил внимание на зазубринку и сказал, что если бы было оружие, то можно было бы провести экспертизу и определить, каким конкретно холодным оружием была нанесена рубленая рана». УзнаёмБольше информации о кубанских новомучениках и об истории гонений на Церковь на Кубани можно найти на сайте комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии www.kanonkuban.ru. Иерей Александр Флегинский часто говорил о смерти своим прихожанам, призывая их не бояться её. «… Но совершенно иной кажется смерть человеку, ищущему спасения души своей: для него смерть приносит отраду и утешение. Но чтобы сподобиться по смерти небесного блаженства, мы, братие, должны к тому приготовиться заблаговременно, иначе говоря: вся жизнь наша и каждый час нашей жизни должны быть основаны на вере и Евангелии и проходить по пути добродетелей. Помышляйте каждочасно о неизбежной своей кончине, но бдите, чтобы она была непостыдна», – приводит назидательные слова священномученика сайт комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии. Посвящённый Александру Флегинскому храм (на переднем плане) и Георгиевский храм в пос. Афипском. / Фото: «ВС». Мощи кубанского святого хранятся в Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара, частичка для поклонения имеется в Георгиевском храме Афипского. А рядом с Георгиевским храмом находится церковь, освящённая в честь новомученика Александра Флегинского. Прямая речьПротоиерей Андрей Бятец, настоятель Георгиевского храма пос. Афипского:– Подвиг священномученика Александра Флегинского, я думаю, учит нас твёрдости в своих убеждениях. Если у человека есть убеждения, он должен придерживаться их до последнего своего вздоха, ни в коем случае не отрекаться. Поэтому, если ты убеждён, что Иисус Христос приходил в этот мир; если убеждён, что Он – Спаситель мира; если убеждён, что Он и по сегодняшний день промышляет о Своей Церкви и о каждом члене этой Церкви (можно много ещё перечислять), то менять свои убеждения не стоит. Человек может совершать ошибки, будучи убеждённым. Может, но для этого Церковь, снисходя к немощам человека, придумала исповедь и возможность покаяния. Этим надо пользоваться, и полагаться на милость Божию. Материал опубликован в рамках проекта «Родная сторона. Новомученики Кубанские» при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива-2023». Максим Ватутин