Для человека не может быть дома лучше, чем земля. Важно только, чтобы моторный рев не заглушил окончательно звуки сверчков и пение жаворонков. И чтобы в небе человеческий глаз мог видеть не только белый след самолета, но и взмахи живого крыла.
Олег Безменов. Фото: МПР СК.
Быстро летящее время сильно меняет землю и окружающий нас мир. Границы обитания животных и птиц сужаются. Идет наступление человека на прекрасные природные ландшафты. Сейчас мы уже подошли к таком рубежу, когда сохранение природы становится главным условием существования человека.
О том, какими ресурсами обладает Ставропольский край и какие меры предпринимаются для их сохранения – наше интервью с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Олегом Безменовым.
– Олег Сергеевич, в Ставропольском крае нет густых лесов, бурных рек, экзотических животных. Тогда в чем его привлекательность?
– В первую очередь, в многообразии природных ландшафтов. Благодаря этому у нас сохраняется достаточно высокое биологическое разнообразие. По этому показателю край занимает второе место в России и первое место в Северо-Кавказском федеральном округе.
На территории Ставрополья расположены 107 особо охраняемых природных территорий краевого значения, в том числе 41 государственный природный заказник, 65 памятников природы и одна охраняемая озелененная и лесная территория. Их общая площадь составляет почти 108 тысяч гектаров, или 1,6% от площади края. Каждая из них несет свою определенную природоохранную функцию.
– А федерального уровня есть?
– Да, у нас есть шесть особо охраняемых природных территорий федерального значения. Это четыре ботанических сада, национальный парк «Кисловодский» и заказник «Тамбукан», созданный на базе краевого заказника «Озеро Тамбукан». В связи с чем краевой заказник «Озеро Тамбукан» Постановлением Правительства Ставропольского края был упразднен.
– Расскажите о наиболее интересном памятнике природы или заказнике.
– Они все у нас уникальны. Каждый имеет свою особенность. К памятникам природы относятся магматические и отдельные живописные горы, скалы, пещеры, карьеры с ценными палеонтологическими находками, уникальные озера, водопады, источники подземных вод, реликтовые леса, дендрарий. Многие из них являются комплексными объектами природного и историко-культурного наследия, совмещенными с памятниками археологии. Например, горы Машук, Кинжал, Брык, Татарские скалы, Гора Кольцо. Некоторые связаны с именем великого русского поэта Михаила Лермонтова.
– Памятники природы сейчас составляют важную часть туристического потенциала нашего края. Какие здесь приоритеты?
– Действительно, Ставропольский край сейчас занимает заметное место на туристической карте страны. Большая заслуга в этом лично Губернатора края Владимира Владимирова. В зону его внимания входят не только Кавказские Минеральные Воды, и так достаточно популярные у россиян, но и менее известные места, но интересные с точки зрения развития экотуризма. Например, не так давно мы открыли в природном заказнике «Александровский» эколого-просветительский маршрут. Это самый большой заказник в регионе, Его площадь более 28 тысяч га. В заказнике обитают более 300 голов пятнистых оленей, они почти ручные. Их можно увидеть. На территории заказника также расположены Свято-Троицкий источник, комплекс «Каменный сарай» и много других интересных объектов.
– Какие меры министерство предпринимает для сохранения этих территорий?
– С 2022 года ведем ведется работу по установлению охранных зон памятников природы, которые создаются на прилегающих к ним территориях. На сегодняшний день утверждены границы и положения об охранных зонах 45 памятников природы общей площадью 4,3 тысячи га. Сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Работу эту продолжаем.
– Основу экономики и благополучия любого региона составляют водные объекты. Как выглядит «водная карта» Ставрополья?
– Наши водные ресурсы экологи считают одним из главных богатств. У нас есть порядка 1970 поверхностных водных объектов. В их числе 225 рек, 38 озер, 58 водохранилищ, входящих в бассейны рек Кубань, Терек, Кума, Егорлык. Ставропольский край входит в пятерку наиболее паводкоопасных регионов страны.
– Судя по установившейся жаре, а прошлое лето было еще более жарким, трудно поверить, что наши реки могут выйти из берегов?
– И, тем не менее, это так. Большая вода может прийти тогда, когда ее не ждешь. Основной причиной этого явления являются ливневые дожди. Самые крупные и катастрофические паводки на территории края наблюдались в 2002, 2005 и в 2017 годах. Даже маленькая речушка может выйти из берегов и наделать бед. Поэтому мы постоянно контролируем уровни рек и в случае опасности принимаем срочные меры.
– Реки, особенно маленькие, у нас в не лучшем состоянии. Такое чувство, что люди решили сделать из них выгребные ямы.
– К сожалению, это такая примета времени. Мы только что завершили расчистку реки Белой в Кисловодске. Годами в нее сбрасывали всяких хлам недобросовестные граждане. Из русла реки что только не выгребли: железные конструкции, каменные плиты, другие отходы от жизнедеятельности человека. Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям Кисловодска, особенно к тем, кто проживает рядом с Белой. Относитесь к ней бережно. Не выбрасывайте туда мусор, не складируйте его на берегу и не позволяйте это делать другим гражданам. Иначе река очень скоро может вернуться в свое первоначальное состояние.
– Насколько сложно расчистить реку. Для этого ведь нужна специальная техника?
– Это сложный технологически проект. На примере Белой могу рассказать, как это было. Расчистка проводилась машинно-механическим способом. Были задействованы автосамосвалы, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, катки, тракторы, автогидроподъемники, корчеватели-собиратели. Также использовались средства малой механизации: водяная помпа, мотопила и бензиновый триммер. Сначала по руслу реки прошли распиловщики и убрали все мешающие работам деревья и кустарники. Потом экскаватор выгреб со дня иловые отложения и мусор. Особое искусство – сформировать береговые откосы. Проект был сложный в том числе из-за особенностей рельефа местности. Крутые склоны и плотная застройка осложняли спуск техники к реке. После расчистки обычно начинается следующий этап, не менее трудоемкий – это утилизация мусора и расчет ущерба рыбному хозяйству.
– Лесов у нас мало. Каждое дерево ценно. Как обстоят дела в вашем лесном хозяйстве?
– Ставропольский край относится к малолесным регионам. Лесистость составляет всего 1,6%. Площадь лесного фонда у нас всего 114 га. Около 50% лесного фонда было высажено руками человека. Действительно, каждое дерево у нас чуть ли не на вес золота. Мы постоянно напоминаем об этом нашим гражданам, особенно во время пожароопасного сезона. Из-за неосторожного обращения с огнем в одночасье можно лишиться деревьев, которые росли десятилетиями. А на восстановление потом уйдут годы и годы.
– Лесные пожары у нас – частое явление?
– На протяжении пяти лет, кроме прошлого года, у нас не было пожаров в лесу. В прошлом году стояла сильная жара – и случилось два возгорания, которые вовремя удалось обнаружить и потушить. В этом году все спокойно, но наши лесники принимают участие в тушении ландшафтных пожаров, которые представляют угрозу для лесного фонда. На сегодняшний день на территории края установилась высокая (4 класс) и чрезвычайная (5 класс) пожароопасность.
– В общем, находитесь в полной боевой готовности.
– Да, расслабляться еще рано. Противопожарный режим в крае продлится до 30 сентября. В усиленном режиме патрулируем леса. Упор делаем на леса, расположенные на территории КМВ, как наиболее часто посещаемые. Всего на данный момент патрулируется около ста лесных маршрутов. Самые протяженные находятся в Предгорном, Кочубеевском, Нефтекумском, Курском и Шпаковском округах.
– Какие районы в крае наиболее лесистые?
– Леса у нас имеются во всех четырех агроклиматических зонах – от крайне засушливой до зоны достаточного увлажнения. Правда, в самой неблагоприятной для произрастания зоне естественные леса есть только в поймах рек. Однако этот недостаток человек постарался исправить. Большие зеленые массивы в различных районах края созданы искусственным путем. Например, рукотворные леса общей площадью более 10 тысяч гектаров были посажены в полупустынных засушливых Нефтекумском и Левокумском районах. Самым лесистым является регион КМВ. Эта территория наиболее благоприятная по своим природно-климатическим условиям.
– Какие породы деревьев преобладают?
– Например, в восточных районах Ставрополья с наиболее экстремальным климатом лучше растут акация, лжузгун – это неприхотливые породы, которые хорошо себя чувствуют в условиях засухи. В центральных районах – лиственные, ясень, дуб. На Кавказских Минеральных Водах преобладают ясень, дуб, граб, клен, вяз. Леса Пятигорья очень неоднородны. Их видовой состав во многом зависит как от высоты над уровнем моря, так и от стороны света, к которой обращен лесистый склон.
– Если говорить о Пятигорье, а это центральная часть КМВ, считается, что в России едва ли можно встретить местность, вмещающую такое богатство растительности на небольшом пространстве.
– Да, это так. У подножия, до высоты шестисот метров над уровнем моря, простирается так называемая предгорная зона, где господствуют дуб и ясень. От северной стороны Бештау еще и бук восточный. Выше по склону – граб. На Машуке он сочетается с ясенем, а на горах вблизи Железноводска – с буком. В нижних зонах лес гораздо богаче по своему составу. Здесь встречаются клен остролистный и полевой, берест, липа кавказская, дикая груша, черешня, осина, калина и другие.
– Многие поколения лесоводов нашего края занимались лесовосстановлением буквально с нуля. Благодаря их усилиям у нас возникали новые лесные массивы, освоены технологии выращивания самых разнообразных лесных культур. А как сейчас дела обстоят?
– Воспроизводство лесов сейчас – это вопрос государственной важности. И он находится в приоритете у президента страны, у Губернатора края. Если говорить о нашем региональном проекте «Сохранение лесов Ставропольского края», то мы ежегодно высаживаем 54 га леса и заготавливаем 120 кг семян. Помимо государственных программ проходят масштабные акции, такие как «Сад памяти», «Сохраним природу Ставрополья». Весной и осенью мы традиционно всем краем дружно сажаем деревья. В посадке деревьев задействованы все слои нашего обществе.
– Насколько на Ставрополье богата флора и фауна? Много ли краснокнижных видов растений, животных, птиц?
– В Ставропольском крае произрастает более 2400 видов растений. Это поистине огромная, бесценная генетическая кладовая, хранилище уникальных видов. У нас можно встретить растительность почти всех природных зон, имеющихся на Европейской территории России – от полупустынных сухих степей до хвойных лесов и альпийских лугов. В Красную книгу занесено 326 видов представителей флоры. Из краснокнижных видов – это пион узколистный, ландыш закавказский, подснежник кавказский, рябчик шахматовидный, листовник многоножковый, ковыль красивейший, кандык кавказский и другие. Популяции этих растений малочисленны, или же нестабильны, поэтому нуждаются в государственной охране.
В Красную книгу Ставропольского края занесено 179 видов представителей фауны.
– Расскажите про самые редкие краснокнижные виды.
– Краснозобая казарка – глобально редкий вид. Является перелетной птицей. Во время миграции с Ближнего Востока на крайний север Евразии и Заполярье делает остановки на территории Ставрополья – в заказниках «Маныч-Гудило», «Чограйский». Степной орел – символ южных степей. Он может подниматься на высоту до 7 км, что соответствует средней высоте полёта самолёта. На зиму улетает в тёплые страны. Кавказская лесная кошка – это прародитель всех домашних кошек, самый крупный вид среди диких лесных котов. Обитает в широколиственных лесах и тростниковых зарослях. Ну а про наших розовых пеликанов, обосновавшихся на островах бассейна озера Маныч-Гудило, знает вся страна, и не только. Помимо Красной книги России, розовый пеликан обосновался в Красной книге Международного союза охраны природы.
– Олег Сергеевич, ввиду разрастающейся хозяйственной деятельности человека, есть шанс сохранить природное богатство нашего края для следующих поколений?
– Я думаю, сейчас в России наступил самый подходящих момент для рывка в наше экологическое благополучие. Пришло осознание того, что больше медлить нельзя. Есть политическая воля, технологические решения, социальные инициативы, вовлеченность в этот процесс всех слоев нашего общества. И, хотя сложных задач еще много, совместные усилия государства, бизнеса и граждан позволяют с оптимизмом смотреть на решение экологических проблем. И наше министерство делает все для того, чтобы природа Ставрополья процветала и была в безопасности.
Источник: mk.ru