Фото:РАНХиГС
Финансовый план государства на ближайшую трехлетку – это всегда больше, чем сухой набор цифр. Это диагноз текущей ситуации, прогноз на будущее и, самое главное, – четкое заявление о приоритетах. Проект федерального бюджета России на 2026–2028 годы, с его рекордными ассигнованиями, не оставляет сомнений: страна готовится жить в условиях длительной трансформации, где ключевыми векторами остаются социальная стабильность, безопасность и суверенное развитие. Ошеломляющая цифра – свыше 41 триллиона рублей на национальные проекты за три года, что в 2,6 раза превышает расходы за предыдущие шесть лет, – говорит о масштабе задач и решимости их финансировать.
Анализ структуры расходов позволяет выделить три несущие опоры бюджетной политики предстоящего периода.
Социальные обязательства: контракт с народом.
Социальный блок по-прежнему занимает львиную долю расходов. Это не просто траты, а инвестиции в человеческий капитал и, по сути, исполнение социального контракта между государством и гражданами. Финансирование пенсионной системы, здравоохранения, образования, поддержки семей с детьми – это фундамент внутренней стабильности. В условиях внешнего давления власть демонстрирует готовность нести эту нагрузку, понимая, что благосостояние населения – ключевой фактор устойчивости. Вопрос, однако, в качестве этих услуг: достаточны ли будут выделяемые средства не только для сохранения статус-кво, но и для реального прорыва в доступности и качестве медицины или образования?
Оборона и безопасность: бюджет суверенитета.
Статьи, связанные с обороной и национальной безопасностью, остаются на исключительно высоком уровне. Это прямая проекция текущей геополитической реальности. Данные расходы обеспечивают не только боеспособность армии, но и работу оборонно-промышленного комплекса, который стал мощным драйвером промышленного роста и занятости в ряде регионов. Эти траты – плата за суверенитет и возможность проводить независимую внешнюю политику. Экономика адаптировалась к работе в режиме повышенной мобилизации, и бюджет это закрепляет.
Поддержка участников СВО и их семей: моральный императив.
Выделение этого направления в отдельный, значимый приоритет – знаковое явление. Речь идет о прямых выплатах, медицинской и социальной реабилитации, льготах на образование и жилье. Это не только материальная помощь, но и важнейший жест социальной справедливости, признание долга государства перед теми, кто участвовал в специальной военной операции. Устойчивость этого пункта в бюджете говорит о том, что поддержка этой категории граждан становится долгосрочной государственной политикой.
Самая яркая и дискуссионная часть бюджета – беспрецедентное увеличение финансирования национальных проектов. 41+ триллион рублей за три года против 16 триллионов за предыдущие шесть лет – рост более чем в два с половиной раза. Такой рывок означает переход от точечного финансирования к тотальному инъекционному.
«Бюджет на 2026–2028 годы – это бюджет большой страны, которая выбрала путь суверенного развития в условиях жесткой конфронтации. Его приоритеты – социальная защита, безопасность и масштабная модернизация инфраструктуры – логичны и взаимосвязаны. Рекордное финансирование нацпроектов – это ставка на прорыв, попытка за три года совершить рывок, на который в спокойные времена уходило бы десятилетие.
Однако за масштабными цифрами кроются и масштабные риски: инфляционный перегрев, рост госдолга, способность экономики освоить средства без потери эффективности. Успех этой финансовой стратегии будет определяться не столько объемами выделенных средств, сколько качеством их исполнения и управляемостью экономических процессов. России предстоит доказать, что она может не только мобилизовать ресурсы, но и инвестировать их с максимальной отдачей для будущего страны», — прокомментировала доцент Ставропольского филиала Президентской академии Анастасия Ледовская.
Источник: mk.ru