Общество

Михаил Врубель, Шаляпин и дворец в мавританском стиле в Кисловодске Ставрополь (Кавказ)

Михаил Врубель, Шаляпин и дворец в мавританском стиле в Кисловодске Фото: МК-Кавказ

7 марта 1856 года родился русский художник Михаил Александрович Врубель. Художник-мистик, новатор, которому приписывают авторство мозаики знаменитых Нарзанных Ваннах, зодческого шедевра Кисловодска, и теплую дружбу с Федором Шаляпиным.

Михаил Врубель начал заниматься рисованием еще в раннем детстве. По воле отца, который мечтал, чтобы он стал юристом, Михаил сначала последовал этой тропой, но вскоре оставил юридическую карьеру ради поступления в Академию художеств.

В 1885 году художник отправился в Италию, чтобы ознакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в церквях. Во время своего путешествия Михаил Врубель много работал, создавая эскизы и акварели, и даже за одну ночь сделал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель встретил Дмитрия Менделеева. Ученый порекомендовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы защитить их от влаги. В течение следующих полутора месяцев Врубель создал три иконы: «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель». В 1889 году Врубель перебрался в Москву.

В тот период вместе с другими известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским и Иваном Шишкиным — он работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова. Одновременно художник создавал большое полотно «Демон сидящий», что положило начало его «демоническому циклу», который включал рисунки, скульптуры и живописные произведения.

«…Я пишу Демона, а именно не монументального Демона, которого я планирую создать позднее, а «демоническое» -полуобнаженная, крылатая, молодая фигура, погруженная в задумчивость, сидит на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, к которой тянутся ветви, гнущихся от тяжести цветов», — делился Михаил Врубель.

В это время начинает формироваться особый стиль художника: он использовал филигранные угловатые мазки, напоминающие мозаику. Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Там он стал активным участником абрамцевского кружка, оформляя сказочные оперы Николая Римского-Корсакова.

В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавая гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, и несколько раз выезжал в Италию — сначала с самим Мамонтовым, а затем с его сыном Сергеем.

В начале 1896 года Михаил Врубель встретил свою будущую жену оперную певицу Надежду Забелу. Он сделал ей предложение почти сразу, и она согласилась.

В 1900 году художник получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В 1901 году у них родился сын. Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов.

В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

Врубеля связывала теплая дружба с Федором Шаляпиным. Одной из совместных работ двух гениев стала постановка оперы «Моцарт и Сальери» по врубелевским эскизам, в которой Фёдор Шаляпин изображал Сальери исключительно по замечаниям Врубеля и по его наброску, детализируя тип завистливого придворного музыканта. Убедиться в этом можно, сравнивая рисунок М. А. Врубеля «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта» и фотографии Ф. И. Шаляпина в образе Сальери.

Не менее примечательным аспектом его творчества являются витражи, которые он создал для здания Нарзанных Ванн в Кисловодске. Эти витражи не только прекрасный пример декоративного искусства, но и символ уникального архитектурного наследия региона. Врубель умело сочетал форму, цвет и свет, создавая волшебную атмосферу Мавритании, которая продолжает привлекать внимание жителей и туристов.

Источник: mk.ru

Читайте также

В ставропольском вузе создали устройство для продления срока службы пружин

618 выпускников на Ставрополье получили золотые и серебряные медали

Глава Чечни рассказал детали эвакуации 51 срочника из Курской области Ставрополь (Кавказ)

Архыз готовится к запуску «Орбиты» Ставрополь (Кавказ)

Глава Кисловодска возмутился поведением выпускников на Старом озере

Ставропольские волонтёры привезли бойцам СВО на передовую гуманитарный груз Ставрополь (Кавказ)

Строители заплатят 164 млн за срыв важного заказа от правительства Ставрополья

Губернатор Владимиров поручил расширить возможность участия ставропольских спортсменов в соревнованиях

Ставропольские школьники в марте будут учиться 15 дней Ставрополь (Кавказ)

Подъезд к храмам Пятигорска ограничат на Крещение

Новый способ телефонного мошенничества зафиксировали на Ставрополье

Пасхальный крестный ход состоится в Ставрополе 20 апреля

Оставить комментарий

2 + 8 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее