Общество

Эксперт РАНХиГС рассказал о грядущих изменениях в системе высшего образования Ставрополь (Кавказ)

Эксперт РАНХиГС рассказал о грядущих изменениях в системе высшего образования фото:РАНХиГС.

По заявлению вице-премьера Дмитрия Чернышенко с 2026 года в России кардинально изменится система высшего образования. Новая модель сейчас формируется. И с сентября прошлого года ее тестируют в шести российских вузах: БФУ, МАИ, МИСИС, МПГУ, Петербургский горный и Томский государственный университеты.

Впрочем, о том, что «вышку» ожидают «большие изменения в нормативной базе», обновление статуса аспирантуры и многое другое, стало ясно из обращения Президента к Федеральному собранию в феврале 2023 года. Именно там глава государства публично анонсировал идею, а в мае она получила юридическое оформление и видимые контуры. 

Из содержания президентского Указа № 343 следует, что система образования, по крайней мере, структурно обретет осмысленную форму, в которой она может гармонично встроится в общую систему государствообразующих элементов. А логика наполняемости системы функционалом должна будет раскрыться в процессе корреляции частей системы между собой и с внешними институтами. Главное, чтобы на всех уровнях установилось верное целеполагание.     

В концепции изменений хорошо просматривается желание синтезировать лучшие практики советской системы образования с современными наработками, учитывающими текущие вызовы и потребности. Главный вызов сегодня, — острый дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики. 

Элементарная логика подсказала: — изобретать велосипед не нужно, это сделали до нас. Все, что следует сделать, — просто адаптировать лучшее к своим целям. 

Учитывая, что высшее образование – это этап на большой дистанции, его разбили на два уровня: базовое (там закладывается фундмент) и специализированное, где можно оттачивать узкопрофессиональные компетенции в процессе реализации магистерских программ, программ ординатуры и ассистентуры-стажировки). Термины «бакалавриат» и «магистратура», по всей вероятности, использоваться при этом не будут. Профессиональное образование — высший уровень, — реализуется в форме аспирантуры (кстати так было в советском образовании).

Что не маловажно, участники пилотного проекта получили возможность с учетом своей специфики предлагать Правительству корректировки в учебные программы. Правительство, после их анализа и обобщения, сможет готовить общие рекомендации. Думается, что такая работа будет эффективной только в том случае, если в эту связку будут включаться потенциальные бенефициары – бизнес, органы госвласти и управления, муниципальные органы, большая наука.

Кстати, уже сейчас в Министерстве образования и науки начинают делать выводы и предлагать практичные решения. Стоит обратить внимание на предложение изменить механизм, основанный на принципе нормативно-подушевого финансирования образования. 

Это система, при которой образовательное учреждение финансируется исходя из количества обучающихся. Соответственно, отчисление обучающихся становится крайне невыгодным из-за снижения объема финансирования. Результат – вуз вынужден тянуть и тех обучающихся, которые, по сути, не учатся, что снижает эффективность вложения государством денег в образование. Валерий Фальков намекнул, что в министерстве планируют отказаться от такой схемы. При этом отменять принцип не будут. Просто скорректируют систему. Финансировать образовательные программы станут исходя из количества обучающихся, зачисленных на первый курс. В последующем этот объем финансирования менять не будут даже при отчислении неуспевающих.

Еще одним нововведением может стать обучение первых и вторых курсов на основе единого ядра – стандартного набора учебных дисциплин и единой логики в определении последовательности их прохождения. Это позволит решить проблему перевода из одного вуза в другой. 

Надо сказать, в целом создается впечатление, что планируемые изменения в системе высшего образования – это не «точечный ремонт», а капитальный. Взялись за его производства со всей ответственностью и пониманием основных параметров. Ожидания таковы, что обновленная вышка сможет готовить специалистов, способных к работе без доучивания, а магистратура станет программой углубленной специализации. При этом подготовка кадров все же приобретет плановый характер, а Министерству труда вменят в обязанности подготовку прогноза кадровой потребности», — делится ожиданиями эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко.

Источник: mk.ru

Читайте также

Зоопсихолог рассказала, как хозяевам котов поладить с питомцами

Новый аэровокзальный комплекс откроют в Минводах в 2025 году

Больницу в Минводах дооснастили оборудованием по нацпроекту

Волонтёры движения «Согрей солдата» в Северной Осетии помогают бойцам СВО Ставрополь (Кавказ)

Эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС о модернизации инфраструктуры в ТЭК России Ставрополь (Кавказ)

Мощи святого Спиридона Тримифунтского доставят в Невинномысск

Состояние дома архитектора Кускова в Ставрополе обеспокоило градозащитников

Операторов БПЛА подготовят на этой неделе в Центре Никиты Гусева в Ставрополе

Более 5 тысяч детей из Кисловодска написали новогодние письма солдатам Ставрополь (Кавказ)

В Северной Осетии наблюдали полярное сияние Ставрополь (Кавказ)

Маршрут №5 запустят в Ставрополе в июне

Стало известно, кто представит Ставрополье на Играх БРИКС

Оставить комментарий

99 − = 91

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее