фото:РАНХиГС.
По заявлению вице-премьера Дмитрия Чернышенко с 2026 года в России кардинально изменится система высшего образования. Новая модель сейчас формируется. И с сентября прошлого года ее тестируют в шести российских вузах: БФУ, МАИ, МИСИС, МПГУ, Петербургский горный и Томский государственный университеты.
Впрочем, о том, что «вышку» ожидают «большие изменения в нормативной базе», обновление статуса аспирантуры и многое другое, стало ясно из обращения Президента к Федеральному собранию в феврале 2023 года. Именно там глава государства публично анонсировал идею, а в мае она получила юридическое оформление и видимые контуры.
Из содержания президентского Указа № 343 следует, что система образования, по крайней мере, структурно обретет осмысленную форму, в которой она может гармонично встроится в общую систему государствообразующих элементов. А логика наполняемости системы функционалом должна будет раскрыться в процессе корреляции частей системы между собой и с внешними институтами. Главное, чтобы на всех уровнях установилось верное целеполагание.
В концепции изменений хорошо просматривается желание синтезировать лучшие практики советской системы образования с современными наработками, учитывающими текущие вызовы и потребности. Главный вызов сегодня, — острый дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики.
Элементарная логика подсказала: — изобретать велосипед не нужно, это сделали до нас. Все, что следует сделать, — просто адаптировать лучшее к своим целям.
Учитывая, что высшее образование – это этап на большой дистанции, его разбили на два уровня: базовое (там закладывается фундмент) и специализированное, где можно оттачивать узкопрофессиональные компетенции в процессе реализации магистерских программ, программ ординатуры и ассистентуры-стажировки). Термины «бакалавриат» и «магистратура», по всей вероятности, использоваться при этом не будут. Профессиональное образование — высший уровень, — реализуется в форме аспирантуры (кстати так было в советском образовании).
Что не маловажно, участники пилотного проекта получили возможность с учетом своей специфики предлагать Правительству корректировки в учебные программы. Правительство, после их анализа и обобщения, сможет готовить общие рекомендации. Думается, что такая работа будет эффективной только в том случае, если в эту связку будут включаться потенциальные бенефициары – бизнес, органы госвласти и управления, муниципальные органы, большая наука.
Кстати, уже сейчас в Министерстве образования и науки начинают делать выводы и предлагать практичные решения. Стоит обратить внимание на предложение изменить механизм, основанный на принципе нормативно-подушевого финансирования образования.
Это система, при которой образовательное учреждение финансируется исходя из количества обучающихся. Соответственно, отчисление обучающихся становится крайне невыгодным из-за снижения объема финансирования. Результат – вуз вынужден тянуть и тех обучающихся, которые, по сути, не учатся, что снижает эффективность вложения государством денег в образование. Валерий Фальков намекнул, что в министерстве планируют отказаться от такой схемы. При этом отменять принцип не будут. Просто скорректируют систему. Финансировать образовательные программы станут исходя из количества обучающихся, зачисленных на первый курс. В последующем этот объем финансирования менять не будут даже при отчислении неуспевающих.
Еще одним нововведением может стать обучение первых и вторых курсов на основе единого ядра – стандартного набора учебных дисциплин и единой логики в определении последовательности их прохождения. Это позволит решить проблему перевода из одного вуза в другой.
Надо сказать, в целом создается впечатление, что планируемые изменения в системе высшего образования – это не «точечный ремонт», а капитальный. Взялись за его производства со всей ответственностью и пониманием основных параметров. Ожидания таковы, что обновленная вышка сможет готовить специалистов, способных к работе без доучивания, а магистратура станет программой углубленной специализации. При этом подготовка кадров все же приобретет плановый характер, а Министерству труда вменят в обязанности подготовку прогноза кадровой потребности», — делится ожиданиями эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко.
Источник: mk.ru