Душегубство: почему на Ставрополье не боятся убивать и мучить животныхКак показывает практика добиться объективного расследования, не говоря уже о наказании для тех, кто жестоко обращается с животными крайне сложно. В причинах этого явления вместе с полицией и активистами разбирался NewsTracker.СюжетЭксклюзив
Очередной зооскандал прогремел на этой неделе на Ставрополье. В Минводах возле частного подворья прохожие обнаружили собаку, привязанную на короткую цепь. По словам очевидцев, пес был истощен, выл и скулил, поводок не давал сдвинуться ему с места, а «проблемная» хозяйка собаки может сутками не появляться дома. Спасите животное от мучительного кошмара», — просил автор поста. И пока пользователи сетей щедро посылали кары на голову владелицы четверолапого, призывая наказать по всей строгости закона, зоозащитники обреченно констатировали бессилие последнего.
Как я провел выходные…
«Статья о жестоком обращении с животными — самая сложная и проблемная в Уголовном Кодексе РФ. Общество еще не готово к максимальному применению последней, хотя бы потому, что у многих россиян отношение к попавшим в беду животным складывается на уровне „подумаешь, собака или кошка“. Для 50% населения это биологический мусор, который гадит на красивых газонах, раздражает лаем, поэтому ударить или отравить источник помех почти что норма», — говорят зоозащитники.
Пока директор благотворительного фонда помощи животным «Ковчег» Ирина Газарян рассказывает, что только на прошлой неделе в их рабочую группу прислали сообщение, что в Ставрополе около Солдата мужчина избивал свою собаку. Бил с упоением: руками, ногами, обильно снабжая все происходящее нецензурной лексикой. Причем все это происходило на глазах у прохожих, попытавшихся помочь ей. Однако на сделанное замечание люди в ответ услышали: «моя собака — что хочу, то с ней и делаю».
По словам очевидцев, пес был истощен, выл и скулил, поводок не давал сдвинуться ему с места, а «проблемная» хозяйка собаки может сутками не появляться дома. Спасите животное от мучительного кошмара».Фото: 1MI
Не менее жаркими оказались выходные и у зоозащитницы из КМВ Оксаны Житеневой.
«Сейчас поступает очень много обращений волонтеров по поводу жестокого обращения с животными. Буквально на днях к нам обратился житель из Кисловодска, что на их улице мужчина из травматического оружия расстреливает собак. Причем целится таким образом, чтобы от ранения животное скончалось. Мы, безусловно, написали заявление в полицию, но я больше чем уверена, что результата не будет», — делится общественница.
Нет бесплатных экспертиз, экспертов и химреагентов
Собеседницы NewsTracker отмечают, что одна из серьезных причин, почему сотрудники МВД крайне неохотно регистрируют подобные дела — сложность сбора доказательной базы. Когда, казалось бы, в стране есть закон «О полиции», где четко прописано, что должен делать сотрудник при поступлении заявления о противоправных действиях. Также как и есть внутренние инструкции, утвержденные самой системой МВД, для расследования любой категории преступлений. Почти всех, кроме жестокого обращения с животными. А ведь именно правовой вакуум и порождает ряд проблем с расследованием.
«У моего клиента пропала породистая собака. Через два дня труп питбуля с двумя колотыми ранениями был подброшен ему под калитку. Примечательно, что ранения были нанесены в шею заточкой, а недавно в их поселке появился человек, вернувшийся из колонии, и тот привечал пса, который к незнакомым бы людям не подошел. Расстроенный мужчина написал заявление в полицию, а также рассказал о своих подозрениях. Но его чуть ли не с порога предупредили, что шансов мало. Нет свидетелей и нужна экспертиза причин смерти животного, которую обратившийся должен провести за собственный счет. Правоохранительные органы направление на проведение подобных исследований не выдают, как и из бюджета средства на них выделяются. Минимальная же стоимость экспертизы обходится в 5 тысяч рублей, это не считая доставки тела и его последующей утилизации», — рассказывает юрист Жанна Михайлюкова.
Активисты настаивают: полиции как никогда необходим отдельный институт судебной медэкспертизы по зоовопросам. Увы, простаивать без дела подобному учреждению явно не придется. Ведь, помимо убийств и истязательств, на Ставрополье еще и травят животных.
«У нас целая проблема понять, каким веществом это сделано. Нет ни экспертов, ни необходимых химических реагентов. В прошлом году, когда был массовый падеж птицы, мы трупы экстренно отправляли в другой регион. Экстренно, потому что яды весьма коварная вещь, если не успеть в первые несколько часов, потом они распадаются в теле», — рассказывают зоозащитники.
В прошлом году, когда был массовый падеж птицы, мы трупы экстренно отправляли в другой регион.Фото: 1MI
Чем громче скандал, тем больше шансов быть услышанным
А пока же подобного института нет, дела либо зависают в воздухе, либо расследуются с огрехами.
«Осенью прошлого года в Пятигорске пропали два бездомных щенка. Вскоре местная жительница нашла их обезглавленными возле железной дороги. По одной из версий, собаки попали под поезд, но мы не исключаем возможности, что они стали жертвами живодеров. Было написано заявление в полицию. Поставить точку в этом споре должна была экспертиза останков. Только ее никто не провел, ограничившись беседой с ветеринаром о возможных причинах смерти, и на его мнении вынеся постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Недавно оно было отменено городской прокуратурой в виду того, что как раз нет исследования», — делится случаем из практики Оксана Житенева.
Пока ее коллега Жанна Михайлюкова называет еще два ключевых фактора, помогающих сподвигнуть следствие работать — наличие общественного резонанса и владельца животного.
«У нас до суда доходят дела, где не просто все очевидно, но еще обязательно был общественный резонанс. Как, например, в случае с выброшенной из балкона собакой на глазах у детей. И хорошо, когда у той же собаки есть собственник, за которым можно закрепить статус потерпевшего. В случае же с бездомными и дикими животными, даже если заявление принято, в процессе ты никто, ответов, как идет расследование, добиться крайне сложно», — признается юрист.
Много вопросов у зоозащитников накопилось и самому рабочему «настрою» правоохранителей, к их желанию доподлинно разобраться, что происходит. Или точнее нежеланию. Оно особенно прослеживается на стадии проверки, когда участковый решает, есть или нет состав преступления. И тут специалиста не найти, не подойти, не достучатся и не дозвониться.
«С одной стороны участковых можно понять, при высокой загруженности ими в приоритет ставятся преступления, направленные против людей. Но проблема же от этого не исчезает. Почему в прошлом году мы и выходили с инициативой к депутату краевой думы о том, чтобы создать подразделение в полиции по расследованию именно преступлений против животных. Выделить одного участкового на район, этого бы хватило», — отмечает руководитель ставропольского приюта для животных «Лучший друг» Валентина Кот.
Участковых можно понять, при высокой загруженности ими в приоритет ставятся преступления, направленные против людей. Но проблема же от этого не исчезает.Фото: 1MI
Надо ли говорить, что пока инициатива также осталась без ответа. Хотя в полиции уверяют, что это направление деятельности находится на постоянном контроле руководства Главного следственного управления и Отдела организации дознания ГУ МВД России по Ставропольскому краю. И при расследовании уголовных дел этой категории привлекаются специалисты (ветеринары) для установления причины смерти животных.
21 плюс 2
«В 2023 году на Ставрополье было возбуждено 21 уголовное дело по признакам жестокого обращения с животными, из которых семь уже направлено в суд. По остальным сотрудники полиции продолжают проводить оперативно-разыскные мероприятия. Еще два дела возбуждены за два месяца 2024 года», — приводят статистку в ведомстве.
В полиции приводят несколько примеров приговоров за прошлые годы:
«В 2022 году в селе Левокумском мужчина привязал собаку к машине и протащил ее по обочине дороги, после оставив умирать на одной из улиц. По решению суда ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 тысяч рублей. А 3, 6 года условно получила жительница Невинномысска, выбросившая в пьяном состоянии в окно собаку и двух щенков. В результате щенки погибли, а собаке были причинены увечья. Следственным подразделением было возбуждено и расследовано уголовное дело по факту жестокого обращения с животными».
Кроме того в полиции подчеркнули, что по расследованным делам ими также внесены представления в органы местного самоуправления об устранении причин и условий, которые способствовали совершению преступлений. К слову, общественница Ирина Газарян уверена, что именно профилактика преступлений на данный момент может помочь переломить ситуацию. Причем профилактические меры нужны не только для старшего поколения, но и подрастающего. Она считает, что сейчас ведется недостаточная просветительская деятельность с детьми и подростками, а культуре обращения с животными уделяется мало времени.
«Сейчас покормить бездомную кошку, почесать за ушком, считается слабостью, этого не делают взрослые, не учат милосердию детей. И в какой-то момент молодежи становится стыдно показывать сострадание, сопереживание. Им проще пнуть ногой и пройти мимо, особенно на фоне звучащих инициатив о наказании людей за кормление бездомных животных. Это не поддается никакой логике, когда завести в лес, выкинуть на остановке щенков и котят законом никак не наказывается, а налить в летний зной собаке воды вдруг становится чем-то достойным порицания. А потом мы удивляемся жестокости, когда сами же поощряем ее», — недоумевает общественница.
Сейчас покормить бездомную кошку, почесать за ушком, считается слабостью, этого не делают взрослые, не учат милосердию детей. Фото: 1MI
Источник: newstracker.ru