Общество

Буллинг: кто виноват и что делать? Ставрополь (Кавказ)

В нашу жизнь всё активнее входит понятие «буллинг» (в переводе с английского языка bullying – травля, запугивание). Этот термин в основном используется для обозначения активного непринятия ребенка в детском коллективе.

Буллинг: кто виноват и что делать? Важно понимать, что кибербуллинг не имеет ничего общего со свободой слова. Фото: «МК-Кавказ».

Зачинщики и жертвы

Буллинг – довольно широкое понятие, которое включает в себя разные виды насилия, в том числе физическое и эмоциональное. Дети, активно отвергаемые сверстниками – явление, увы, нередкое. Любой детский коллектив объединяет разных детей – активных и тихих, общительных и стеснительных, популярных в группе и не пользующихся авторитетом у сверстников.

Одних устраивает второстепенная роль, другие стремятся оказаться в центре вни­мания, стать лидерами, но не знают, как этого добиться, выби­рают неадекватные способы поведения, становясь иногда при этом объектами насмешек и презрения. Некоторые дети застенчивы, не могут за себя постоять, не умеют общаться, находить друзей.

В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы и преследователи – основная масса, которая под руковод­ством зачинщиков осуществляет буллинг. Иногда в группе есть нейтральные наблюдатели, но в большинстве ситуаций они ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием поощряют травлю. Часто дети втайне от всех осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой.

Причинами начала травли становятся тревога и неуверенность детей и подростков – они объединяются против «общего врага», что дает им ощущение принадлежности к группе и собственной силы. Это делается для наблюдателей, чтобы они знали, кто в группе главный. В большинстве случаев важен не сам факт насилия, а возможность его демонстрировать. Поэтому настолько популярно сейчас выкладывание роликов в Интернете с кадрами «расправы» с жертвами.

А маленькие дети – дошкольники и младшие школьники — в ряде случаев просто не знают, каким образом налаживать отношения и отстаивать свое мнение, справляться со сложными переживаниями, не обижая других детей. Их важно обучить, расширить их репертуар разрешения конфликтов.

Как распознать жертву буллинга?

Часто родители раньше педагогов за­мечают, что ребенку некомфортно в классе, у него не складываются отношения со сверстниками. Об этом могут свидетельствовать следующие симптомы: неохотно идет в школу и рад любой возможности не ходить туда, притворяется больным, возвращается из школы подавленным, внезапно (по мнению взрослых) отказывается идти на уроки, часто плачет без очевидной причины, никогда не упоминает никого из одноклассников и вообще очень мало говорит о своей школьной жизни, не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать задания, или вообще отказывается звонить кому-либо, его никто не приглашает в гости, на дни рожде­ния, и он никого не хочет звать к себе.

Поведение и темперамент меняются: явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности; обнаружение рваной верхней одежды или поврежденных вещей; частые просьбы дать деньги, воровство; снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; постоянные ссадины, синяки и другие травмы; молчаливость, нежелание идти на разговор; как проявление крайней степени – суицид.

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах. И чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своих детей, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

Перевод поможет?

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учи­телями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по­смотреть, как он ведет себя в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается, кто общается с ним. Реакция родителей должна зависеть от того, насколько далеко зашла ситуация травли.

Если ребенка постоянно унижают или избивают, необходимо в первую очередь оградить его от общения с обидчиками – возможно, придется перевести его в другой класс, помочь пережить полученную психическую травму, заново научиться не бояться сверстников и доверять им.

Если часть детей в группе отвергает ребенка, не хочет общаться с ним, родителям необходимо быть готовыми к сотрудничеству с педагогами и психологами, к оказанию поддержки, внимательному и вдумчивому отношению к ситуации, разрешение которой потребует терпения и времени.

Не следует приходить в школу лично разбираться с каждой ссорой, лучше обсудить ситуацию с классным руководителем и психологом. Часто родители отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вре­дят. Пре­следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется.

А родители обидчика тоже не остаются в долгу и стремятся «выяснить отношения», оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример разреше­ния конфликтов не является полезным для детей. Проблему нужно решать совместными усилиями, так как ответственность за создавшуюся ситуацию лежит на всех ее участниках, и преодолеть ее можно только вместе.

Не спешите бро­саться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ему полезно пережить все стадии конфликта – это поможет научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая его к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля со стороны сверстников.

Нужен совместный досуг

Родители могут помочь наладить взаимоотношения в классе. Для этого важно способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках, не забирать домой или на дополнительные занятия сразу после уроков – у него должно быть время на общение с одноклассниками. Необходимо обеспечить общение с ними вне школы – приглашать в гости, устраивать праздники.

В случаях нападок со стороны одноклассников посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации.

Родители также могут помочь ребенку разобраться в сложной ситуации, найти друзей вне школы – в кругу их знакомых, кружке или секции. Задача взрослых – не только поддержать ребенка, но и научить его вза­имодействовать с окружающими. Не надо пытаться пол­ностью оградить его от отрицательных пережива­ний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновений с жестокостью невозможно.

Важно на­учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддавать­ся на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правиль­нее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятель­но. И быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Какие меры ещё стоит предпринять?

Строгая школьная политика против офлайн- и онлайн-травли поможет изменить социальный климат. Так как случаи кибербуллинга (травля в цифровом пространстве), как правило, происходят вне школы, большинство школ не считает нужным каким-либо образом регулировать данный процесс. Стоит отказаться от идеи, что детские проблемы и конфликты – всего лишь часть взросления. Интернет-травля, как и травля в реальной жизни, – серьезная проблема, требующая немедленного разрешения. С ней ни в коем случае нельзя мириться, и это важно понимать и детям, и родителям.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием числа несовершеннолетних пользователей всемирной паутины.

Кибербуллинг включает в себя отправление оскорбительных сообщений, постов или электронных писем, а также сообщений, содержащих угрозы. Троллинг, или активные комментарии постов и фотографий с использованием негативных оценок и провокационных высказываний, тоже является разновидностью интернет-травли. В самых тяжелых случаях кибербуллинг может довести жертву до самоубийства.

Существует определенная группа риска, прежде всего это социально изолированные дети, имеющие проблемы в развитии, а также дети, чьи семьи находятся в сложной экономической ситуации.

Обидчики и жертвы – не обязательно две четко разделенные группы. Обидчиками, как правило, становятся те, кто ищут острых ощущений, имеют психологические проблемы, низкую самооценку и хотят утвердиться за счет более слабого соперника. Часто это подросток, у которого нет достаточной социальной поддержки. Жертвы кибербуллинга нередко становятся обидчиками. Это своего рода порочный круг.

Так же, как и травля в реальной жизни, интернет-травля не происходит в вакууме. Социальный климат может подпитывать кибербуллинг. Проблема социального климата становится особенно заметной, если посмотреть на реакцию жертв или свидетелей кибербуллинга. Согласно данным исследования Ливингстона и Смита, около 40% подростков в возрасте 13-15 лет знали личность своего обидчика, но половина из них не предприняла никаких действий.

Дети, которые сообщали о данной проблеме, делились, как правило, не с учителями или родителями, а с друзьями. Большинство жертв кибербуллинга просто удаляют враждебные сообщения или отвечают на них в очень мягкой форме, создавая для обидчика благоприятную среду для продолжения травли. Менее половины опрошенных детей показывали кому-либо сообщения, содержащие угрозы.

Важно быть в контакте

Если родители подозревают, что их ребенок мог стать жертвой интернет-травли, необходимо проверить всю информацию, которую можно найти в свободном доступе в Интернете. Это, например, социальные сети одноклассников, которые могут оскорблять ребенка. Разумеется, родители не могут заходить в личные сообщения без согласия сына или дочери, поэтому стоит начать с информации, которая может быть в свободном доступе.

Важно быть в контакте со своим ребенком, ведь дети, которые не доверяют своим родителям, чаще всего отказываются сообщать о случаях кибербуллинга, опасаясь, что к конфликту с обидчиком добавится еще и непонимание со стороны взрослых. Многие подростки заявляют, что, рассказав о случае интернет-травли своим родителям, они только усугубят ситуацию.

Важно понимать, что кибербуллинг не имеет ничего общего со свободой слова, и пора прекратить прикрывать эмоциональное насилие. Каждый ребенок должен расти в атмосфере доверия и поддержки. Интернет-травля превращает общение в бесконечную борьбу сильных со слабыми. Задача родителей и школы – оградить ребенка от подобной угрозы.

Как реагировать на сообщение о насилии?

Отнеситесь к этому серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Выясните, насколько велика угроза для жизни ребенка. Успокойте и поддержите словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика. Отвечайте на вопросы и постарайтесь помочь преодолеть его тревоги. Продумайте и обсудите тактику оказания помощи и обеспечения безопасности. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, бывают ситуации, когда без их советов не обойтись.

Что может стать поводом для буллинга?     

Их очень много. Среди самых распространенных –зависть и месть. К примеру, у кого-то дорогой телефон или красивая и модная одежда. Особенности поведения, внешности, трудности в обучении, отсутствие опыта жизни и общения в коллективе, постоянные жалобы родителям и учителям (ябедничество) тоже могут стать причиной для травли и жестокого обращения.

В школе – три участника образовательного процесса: ребенок, учитель, родитель. Кто виноват в появлении буллинга? В определенной степени – все. Принято винить во всем школу. Безусловно, школа после семьи – второй наиважнейший институт воспитания. Но борьбу с травлей надо начинать не в классе, а дома, в семье.

Родители несут ответственность за своих детей. Воспитывать – это и право, и одновременно обязанность. Если в семье царят насилие, неуважение и равнодушие к друг другу либо, наоборот, гиперопека над детьми, приводящая к подавлению воли ребенка, то, как правило, дети себя будут аналогично вести и в коллективе.

Нередко приходится слышать от родителей нелестные слова в адрес учителей, школы, которые они произносят при детях, что недопустимо. Эти люди не стесняются говорить: «Мои дети – самые лучшие, а остальные меня не интересуют». Поэтому работу с родителями никто не отменял. А это уже обязанность школы.

К сожалению, общение с родителями в основном переходит в чаты и группы в социальных сетях, родительские собрания и разговор о важном – редкость. Сегодня в школах есть родительские комитеты, советы отцов, школьных лидеров, органы ученического самоуправления и другие общественные институты, которые необходимо привлекать к работе с детьми.

Образовательный процесс должен создавать благоприятные условия для развития и становления личности, и психологический климат в классе имеет большое значение. Поэтому при признаках буллинга необходимо объединить усилия педагогов, родителей, психологов для решения проблемы.

Буллинг: кто виноват и что делать?  Ставрополь (Кавказ)1 В большинстве случаев важен не сам факт насилия, а возможность его демонстрировать, поэтому настолько популярно сейчас выкладывание роликов в Интернете с кадрами «расправы» с жертвами.

Межведомственное взаимодействие – на службе системной работы

Одним из наиболее эффективных направлений в обеспечении системной работы по профилактике буллинга несовершеннолетних в Ставропольском крае является межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основным источником возможных нарушений прав несовершеннолетних является информация, поступающая из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных и городских округов Ставрополья и краевых органов системы профилактики. Она сразу обрабатывается, при необходимости назначаются ведомственные проверки.

Контроль организуют профильные министерства с последующим докладом о результатах в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Ставропольского края. При необходимости случай ставится на контроль у председателя краевой Комиссии и губернатора Ставропольского края. Контроль ведется до полной нормализации обстановки и обеспечения защиты прав ребенка.

Эта работа организована на постоянной основе с проведением ежесуточного мониторинга в режиме онлайн в соответствии с Порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ставропольского края при возникновении чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними.

Органами профилактики фактов чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних, в том числе буллинга, кибербуллинга, ведется мониторинг. Краевой комиссией при выявлении данных фактов незамедлительно принимаются исчерпывающие меры по ликвидации последствий и профилактике подобных явлений в подростковой среде.

Реализуется План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2022-2025 годы, утвержденный распоряжением правительства Ставропольского края.

В целях профилактики буллинга, кибербуллинга предусмотрена реализация методической, организационной, информационной и профилактической работы, в том числе: организация деятельности наставников в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, организация и проведение Дня правовой помощи детям в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ставрополья, организациях социального обслуживания, культуры и организациях среднего профессионального образования в сфере культуры; ведется обеспечение организационной и методической помощи «Школьным службам примирения».

Постановлением правительства региона утверждена государственная программа Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» на 2021-2026 годы, которая содержит мероприятия, направленные на совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав детей, подвергшихся преступным посягательствам и признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства; совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также органов местного самоуправления края и других органов и учреждений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае, развитие системы социальной адаптации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.

В образовательном комплексе края на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на профилактику деструктивного поведения несовершеннолетних. Министерством образования края регулярно проводится мониторинг рисков, возникающих в среде несовершеннолетних, по поводу драк, буллингу, травле со стороны сверстников в общеобразовательной организации.

В рамках межведомственного взаимодействия сотрудниками полиции проводится мониторинг проживающих на территории региона, посещающих сайты, которые пропагандируют суицидальную направленность, насилие и девиантное поведение. При выявлении данных сайтов они незамедлительно блокируются.

Девять центров в помощь

По данным министерства образования Ставрополья, в крае осуществляют работу 1379 педагогов-психологов, 754 социальных педагога, а также 677 советников директоров по воспитанию. Организована деятельность девяти центров психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи и трех филиалов.

Для оказания экстренной психологической помощи по телефону или дистанционно в крае действуют горячие линии психологических центров, детский телефон доверия, кабинет онлайн-консультирования «ПроПсиТин». В 2025 году специалисты ответили более чем на девять тысяч обращений, в том числе по проблеме взаимоотношений со сверстниками. Все обращения берутся министерством и психологическими центрами на контроль, заявителям оказывается психологическая помощь.

В планы работы социально-психологических служб включены мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического и социального здоровья детей. Проведены более 3,8 тысячи мероприятий просоциальной направленности, в том числе посвященных проблеме травли в образовательной среде. Охвачены более 300 тысяч обучающихся.

С целью урегулирования конфликтов, травли и буллинга, являющихся одним из факторов негативного влияния на психоэмоциональное состояние детей, в крае действуют 575 служб медитации и примирения. Задействованы 2122 специалиста и 5111 обучающихся. В 2024/25 учебном году в адрес служб поступило 1123 обращения, что на 297 больше, чем в предыдущем учебном году.

Количество урегулированных конфликтов путем реализации восстановительных программ, процедур и технологий составило 1111 (98,93%). Количество обращений родителей (законных представителей) и представителей сторонних организаций составило 342, что на 115 больше показателя предыдущего учебного года (227, +50,66%). Число урегулированных конфликтов составило 323 (94,44%).

В 2024/25 учебном году специалистами служб проведены 3725 медиативных мероприятий, из них медиативных бесед – 1758, восстановительные программы – 310, круг сообщества – 360, семейный совет – 111, иные формы работы – 1186 (к иным формам работы отнесены лекции, тренинги, мастер-классы, семинары, вебинары и так далее).

Специалистами служб проведены 4909 просветительских мероприятия, в том числе с обучающимися – 2531, с педагогическим составом организаций – 964, с родителями – 1010, с представителями иных организаций – 371.

В рамках обеспечения организационной и методической поддержки деятельности служб в образовательных организациях Ставропольского края министерством с привлечением ресурсов научной общественности проведены онлайн-вебинары по темам: «Основы подготовки волонтера-медиатора и куратора службы медиации», «Разрешение конфликтов в школе». Специалисты, курирующие данное направление, приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних».

В рамках информационно-просветительской работы служб с обучающимися реализуются программы «Сообщества восстановительных практик: обучение волонтёров-медиаторов»; «Сообщества восстановительных практик: круги примирения»; «Сообщества восстановительных практик: обучение кураторов служб примирения».

Ведется работа, направленная на распространение раздаточного информационного материала в виде буклетов, брошюр получателям социальных услуг, а также размещение на стенде учреждении («Служба медиации «Без конфликта»; «Как разрешать семейные конфликты», «Детско-родительский конфликт», «Кризисы в супружеских отношениях»), включающие в себя рекомендации специалистов по конструктивному выстраиванию бесед, правилам взаимодействия с ребенком, информацию о способах поведения в конфликте, а также медиативные техники для разрешения или предупреждения конфликтной ситуации.

Мнение

Уполномоченный по правам ребёнка в Ставропольском крае Светлана Адаменко:

– Нередко отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением детей вне класса, на перемене, наличие деструктивного лидера приводит к тому, что руководитель школы узнает о махровом буллинге в каком-то классе, от родителей или от правоохранительных органов. Сегодня психологи есть практически в каждой школе, но далеко не все из них умеют работать с подростками с поведенческими отклонениями.

И родителям, и детям, которые подвергаются травле в школе, не надо молчать. Обязательно придавайте огласке такие случаи. Начинать надо с классного руководителя. Если ситуация не изменилась, писать заявление директору школы, в правоохранительные органы. Ни в коем случае не давать такие советы ребенку, как: постарайся заслужить симпатию, подружиться с обидчиками, попробуй справиться сам, не доноси и не ябедничай, научись давать отпор, попробуй найти причину в себе и так далее. Это бесполезно, и такое поведение, наоборот, затянет в зависимость от тех, кто инициирует буллинг.

Конфликты, драки, в результате которых есть пострадавшие и травмированные дети, всегда берутся на контроль в первую очередь, поскольку педагогическое и служебное расследование проводится совместно с отделами по делам несовершеннолетних. Нередко участники конфликта по итогам расследования и по решению педагогического коллектива ставятся на профилактический учет.

В каждой конкретной ситуации важно понимать, что имеется в виду: конфликт или буллинг? Надо отметить, что конфликты – нормальная часть жизни и отношений между детьми. В школьном коллективе они практически неизбежны. Но одно дело – ссора, которая прошла и забылась, а другое – систематическая травля, направленная на определенного человека.

Источник: mk.ru

Читайте также

Новый детский комплекс построят на улице Шеболдаева в Ставрополе

Ежемесячную выплату на детей-инвалидов в Ставрополе получают более 1100

40 деревьев пополнили «Сад памяти» в Пятигорске

Названа средняя стоимость 1 кв. метра жилья на Ставрополье

Ставрополье продолжит сотрудничество с омскими промышленными предприятиями Ставрополь (Кавказ)

Сразу два спортивных объекта откроют в Шалушке в Кабардино-Балкарии Ставрополь (Кавказ)

Замглавы фонда ОМС Ставрополья брала взятки путевками в санаторий Кавминвод

Ещё 47 человек переболели коронавирусом на Ставрополье за минувшую неделю

В Ессентуках завершилось зарыбление городского озера Ставрополь (Кавказ)

Инвесторы вложили в Кисловодск более 24 млрд руб. в 2024 году Ставрополь (Кавказ)

Студентки из Ингушетии взяли первые места на конференции по акушерству в Ростове-на-Дону

«Россети Северный Кавказ» обеспечили дополнительной электроэнергией 15 почтовых отделений в труднодоступных сёлах КЧР Ставрополь (Кавказ)

Оставить комментарий

× 4 = 8

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее