Образование

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Ставрополье перед началом учебного года показало самый большой в России всплеск спроса на репетиторов. При этом цены на частные уроки тоже увеличились — примерно на 10%. Откуда такая тяга к знаниям у ставропольцев, почему многие не ограничиваются только школой и как подобрать педагога, выясняла «Победа26».

Для профильных ЕГЭ необходимы?

Спрос на репетиторов в Ставропольском крае вырос на 111%, то есть более чем вдвое. Это самый высокий показатель в России, по данным hh.ru. Родителей не пугают даже цены, которые поднялись в среднем по стране на 10%, а по «ходовым» дисциплинам — русскому языку, математике и английскому — на 15%.

Объявлений репетиторов в Сети очень много. Почти везде указана подготовка к ОГЭ и ЕГЭ — экзаменам в 9-м и 11-м классах.

По мнению выпускницы вуза Софьи Ивановой, без помощи платного педагога невозможно набрать высокие баллы по профильным предметам для поступления на желаемую специальность. Если к ЕГЭ по обязательным русскому языку и базовой математике школьные учителя готовят весь класс, то по предметам «на выбор» всех подряд экзаменационными заданиями не нагружают. 

«Репетитор готовит к выполнению конкретные заданий, прописанных в контрольно-измерительных материалах, которые меняются каждый год. Есть критерии, за которые даются баллы. Репетитор учит правильно выстраивать мысли, чтобы соответствовать всем критериям»,

— поясняет Софья.

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Софья окончила школу и поступила в вуз в 2021 году

В том, что дополнительные занятия при подготовке к экзаменам необходимы, убеждён и репетитор по математике Алексей Иванов. Ему хватило трёх лет работы в школе, колледже и институте, чтобы понять: с целым классом или группой из 30 человек разного уровня знаний высот не достигнешь.

Выйти за пределы программы

Однако в последнее время всё больше учеников берут уроки не ради ЕГЭ, замечает репетитор Владислав Веретенников.

«Больше становится амбициозных родителей и детей, чаще учитываются интересы ребёнка. Если раньше нанимали учителя, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз на бюджет, то сейчас всё больше родителей хотят развивать способности ребёнка. У меня есть ученик шестого класса, которому до экзаменов ещё далеко, он мечтает стать программистом, но занимается историей, потому что ему интересно»,

— так педагог объясняет рост популярности репетиторов.

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Владислав начал работать репетитором, когда занятия были в основном очными

Больше стало склонных к естественно-научными дисциплинам, считает репетитор по биологии Любовь Лукьянова.

«Выпускники школ выбирают не только медицину, но и другие специальности, связанные с биологией: ветеринарию, экологию, биотехнологию, фундаментальную медицину, биоинформатику, агрономию, животноводство, клиническую психологию, и т. д. Биология становится очень востребованной и нужной»,

— говорит преподаватель.

Она заметила, что чаще стали также просить о помощи ученики пятых–девятых классов, которые не справляются с усложнённой школьной программой. Отведённого количества часов учителям не всегда хватает для качественного объяснения материала. 

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Любовь Лукьянова ещё в студенческие годы поняла, что школьных знаний для учёбы в вузе мало

А вот Алексей Иванов считает, что от уровня образования в школе интерес к репетиторам не зависит. Уже больше 20 лет у него стабильное количество учеников.

«Просто есть какой-то процент людей, которые хотят достичь большего — допустим, поступить в хороший вуз. И они всегда будут»,

— уверен он.

Важна мотивация, а не формат

Уже 68% репетиторов в стране перешли на онлайн-занятия, по данным портала «Авито». Выбравшая такую форму обучения Софья считает, что совершенно не важно, ходит ли ученик к преподавателю или созванивается с ним онлайн.

«Главное — заниматься регулярно, впитывать информацию и выполнять домашние задания от репетитора, пока не дойдёт до автоматизма»,

— говорит она.

Алексей Иванов считает, что если есть возможность заниматься очно, то ученикам надо этим пользоваться. Но сам он всё чаще учит онлайн. Проблем с видеосвязью, несмотря на введённые ограничения в некоторых мессенджерах, у него нет — пользуется сервисом отечественного оператора.

«Обе формы занятий имеют свои плюсы и минусы. Онлайн-обучение экономит время и энергию. Когда я начинал работать в этой сфере, приходилось тратить час-полтора на дорогу, чтобы провести часовое занятие. Сейчас достаточно просто включить компьютер и провести урок. Ещё один плюс: ребята из отдалённых местностей могут заниматься с профессиональными репетиторами. К тому же в Интернете проще использовать онлайн-доски, мультимедиа»,

— рассуждает Владислав Веретенников.

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Интернет позволяет заниматься с репетитором из другого города

Однако этот формат, считает педагог, не подходит детям, которые не могут сконцентрироваться и нуждаются в присмотре.

Будет ли эффективным обучение, если на нём настаивают родители, а сам школьник ничего не хочет? Алексей Иванов уверен, что никакие уловки учителя не помогут. А вот Любовь Лукьянова полагает иначе.

«Задача репетитора — увлечь ребёнка своим предметом так, чтобы ему самому захотелось узнавать всё больше и больше, объяснить, зачем нужен в жизни изучаемый предмет на реальных жизненных примерах. И это целое искусство! Вот тогда происходит настоящее волшебство: кто не хотел учиться — начинает хватать звёзды в буквальном смысле. Главное — дать ученику поверить, что в нём есть огромная внутренняя сила, которая может совершать невероятное»,

— говорит преподаватель биологии.

Она рекомендует обращаться к репетиторам, когда ученик и родители определились с будущей профессией ребёнка, и точно знают, какие предметы будут нужны на экзамене и в вузе.

До 5 тыс. рублей в час

Стоимость онлайн-занятий может быть ниже, чем офлайн, за счёт экономии на проезде, но некоторые педагоги выставляют одинаковую цену. За последний год она в среднем по стране выросла на 10%.

Эксперты портала объявлений утверждают, что на Северном Кавказе дешевле 500 рублей за час уже никто не работает, а больше половины репетиторов просят 1 тыс. рублей в час. На самом портале можно встретить предложения в Ставрополе и по 400 рублей за урок.

Верхняя планка поднимается до 5 тыс. рублей в час.

«Иногда волосы дыбом встают от расценок. Например, 60-минутное занятие с репетитором по английскому языку может доходить до 4,5 тыс. рублей. Считаю такую цену завышенной. Но и слишком низкие расценки должны настораживать»,

— полагает Любовь Лукьянова.

Репетиторы на Северном Кавказе работают не менее чем за 500 рублей в час

Владислав Веретенников советует искать учителей на платформах, где ученики оставляют отзывы, на основе которых составляются рейтинги.

«Ещё я бы посоветовал онлайн-школы. В них есть кураторы, которые следят за выполнением домашних заданий ученика, его траекторией успеха. Есть служба контроля качества обучения, которая проверяет, соблюдаются ли стандарты школы, например, чтобы занятия проходили с включённой камерой, было надлежащее освещение в комнате, соблюдалась структура урока, то есть шаблон проведения занятий, который помогает максимально чётко и грамотно донести информацию до ученика. Служба периодически проводит тестирование преподавателей, чтобы подтвердить их квалификацию»,

— рассказал репетитор.

Он также рекомендует обращать внимание на стаж и профильное образование репетитора. Юрист может преподавать обществознание, а профессор математики — вряд ли.

Закон запрещает учителю быть репетитором для своего ученика в школе.

«Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника»,

 — говорится в 48-й статье Федерального закона «Об образовании в РФ». Учитель может выступать репетитором только для учеников своих коллег.

Путь к неравенству?

Рост спроса на репетиторство — общероссийская тенденция, обратил внимание зампред комитета Госдумы России по науке и высшему образованию Олег Смолин.

«Причин несколько, но выделю основные. Первое. Современное положение учителя не способствует тому, чтобы они могли давать качественное образование. Педагоги ведут по 38 уроков в неделю, некоторые даже по 50, при этом базовая нагрузка — 18. Так работать невозможно. Добавьте сюда воспитательную работу, заполнение бумаг. Когда и как готовиться к урокам, чтобы было качество?»

— задаётся вопросом депутат в беседе с корреспондентом «Победы26».

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Олег Смолин считает, что учителя могут давать больше знаний, если с них снять лишнюю нагрузку

Второй по значимости причиной спроса на репетиторов Олег Смолин считает форму выпускных экзаменов, которая заточена на решение типовых заданий.

«Срочно нужно менять положение учителя в школе, а также необходимо пересмотреть вопросы, связанные с ЕГЭ. Иначе это образовательное неравенство, построенное на финансовом благополучии одних и нехватке денег других, будет усугубляться»,

— убеждён эксперт.

Беспокоит широкое распространение репетиторства и профессора кафедры педагогики, методологии и технологии образования психолого-педагогического факультета СКФУ Валерия Шаповалова. Он считает катастрофой ситуацию, когда ученикам приходится после уроков ходить к другому учителю на платные занятия.

«И это происходит во всех школах, во всех городах. Не надо никаких врагов — мы сами губим школу, а значит, губим Отечество. У нас ведь уже почти везде дефицит квалифицированных кадров!»

— говорит он.

Наставник, психолог, медиатор: чего ждут от молодых педагогов на Ставрополье

Прежде всего, считает Шаповалов, надо менять положение педагогов, повышать статус профессии.

«Надо увеличить зарплату учителей, но одновременно потребовать и повышения квалификации, для них самих найти новых наставников. Это большие затраты, но изменить систему образования — государственная задача, и я вижу, что до руководства России это дошло, преобразования начались»,

— предлагает он.

А вот представитель профильного комитета думы Ставропольского края и директор Георгиевского техникума механизации, автоматизации и управления Лариса Фенёва утверждает, что репетиторство было нужно поступающим в вузы во все времена.

«Школьная программа рассчитана на среднего ученика, а вузы предъявляют повышенные требования к абитуриентам»,

— считает она.

Плата за амбиции: спрос на репетиторов на Ставрополье увеличился вдвое

Учащимся техникума, который возглавляет Лариса Фенёва, по её словам, репетиторы не нужны.

В школах есть дети, плохо усваивающие даже обычный материал. В советские годы для них проводились бесплатные дополнительные занятия. В техникуме Георгиевска такая практика есть и сейчас. Педагоги за внеурочную деятельность получают доплату. В результате учащимся не приходится обращаться к репетиторам. Да и ЕГЭ им для поступления в вуз сдавать не нужно.

«В целом я сторонница того, чтобы необходимые знания ребята получали в учебных заведениях. Но, думаю, как в Китае, мы репетиторство не запретим. Просто репетиторы должны обязательно платить налоги, хотя бы как самозанятые»,

— заключила депутат.

Авторы:Светлана Болотникова

Источник: pobeda26.ru

Читайте также

Педагоги Ставропольского края соберутся на традиционную конференцию 22 августа

Глава минпросвещения РФ принял участие в образовательном форуме на КМВ

Минобр Ставрополья разъяснил, что делать, если угроза БПЛА не снята до 6:00

Губернатор Ставрополья подписал соглашение о поддержке детских талантов

На Ставрополье по результатам ЕГЭ 79 работ набрали по 100 баллов

Казачий кадетский корпус в Будённовске будет крупнейшим в России

Детский сад на 300 мест возведут в Михайловске к лету 2027 года

Сельскую школу в Изобильненском округе открыли после капремонта

Рособрнадзор выдал аккредитацию мединституту Невинномысска

Доля ставропольских выпускников школ, получивших аттестаты, достигла 99,5%

Финал конкурса инновационных проектов состоялся в Пятигорском университете

Ученица школы №625 стала призером городского билингвального конкурса «LinguaStars»

Оставить комментарий

72 ÷ = 8

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее