Подстроенные ДТП, несуществующие компании, недобросовестные «аварийные комиссары»: с какими рисками сталкиваются все стороны автострахования — разбирался NewsTracker.
От мошенников страдают все
В прошлом году ставропольчанка Анна попала в ДТП. На место аварии приехали аварийные комиссары и предложили помощь, а именно — часть денежных средств в качестве компенсации ущерба.
«Взамен я сделала им нотариальную доверенность на представление моих интересов с правом получения денежных средств, открытия счетов и так далее, передав полный пакет документов. Я уже забыла про эту историю, пока не получила „письмо счастья“ от приставов со значительной суммой долга. Как оказалось, мошенники обратились в страховую компанию, а потом в суд без моего ведома от моего имени, выиграли дело и получили деньги. Дело было направлено на новое рассмотрение, в ходе которого в требованиях было отказано. Суд вынес определение о повороте исполнения решения суда — возврат всего полученного по решению предыдущего суда», — рассказала женщина.
То есть она получила небольшую сумму денег, мошенники — полную сумму выплат, но после проигрыша повторного суда всю значительную сумму, включая судебные издержки, выплатить придётся доверившемуся недобросовестным аварийным комиссарам человеку. Разобраться в этом придется правоохранительным органам.
Данный случай не единственный в череде мошенничеств, совершаемых в сфере автострахования. Причём жертвами мошенников становятся как граждане, так и страховые компании.
По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Ставропольский край занимает 23 место в «антирейтинге» регионов России с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО, находится в рисковой «красной» зоне (существуют еще промежуточная «желтая» и зона с низким уровнем рисков для работы страховщиков — «зеленая»).
«Доля возбужденных уголовных дел относительно заявлений, направленных страховыми компаниями в правоохранительные органы — 8,2% (по России — 20,4%). Средняя выплата (возмещение по страховке) в регионе — 85 461 рублей (по России — 76 858 рублей). За период с 01 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года доля водителей с минимальным значением КБМ (коэффициент бонус-малус — показатель безаварийного вождения, рассчитываемый на основе данных о страховых выплатах по ДТП, отражает риск наступления страхового события и влияет на стоимость полиса — NewsTracker) — 14,7% (по России — 28,7%)», — рассказали в организации.
Обращаться только к проверенным компаниям
В ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю сообщили, что в 2022 году у них зарегистрирован 21 факт противоправных деяний в отношении граждан в сфере страхования.
«При обращении к страховому агенту необходимо обратить внимание на наличие документов, дающих ему право на выдачу страховых полисов, осуществить телефонный звонок на горячую линию страховой компании для того, чтобы удостовериться, является ли данное лицо страховым агентом. При получении полиса на бумажном носителе необходимо обратить внимание на печати, подписи (соответствует ли компания, указанная на печати, компании выдающей страховой полис)», — отметили стражи порядка. Они напомнили, что федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за сбор и обработку информационных ресурсов АИС ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — NewsTracker), являются федеральные МВД, Минобороны, Мисельхоз, Федеральная таможенная служба, Российский Союз Автостраховщиков (РСА) и его члены.
Согласно законодательству, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании размещаются в автоматизированной информационной системе.
«Проверить оформленные полисы ОСАГО можно на сайте Российского Союза Автостраховщиков, куда необходимо внести данные автомобиля, либо обратиться в страховую компанию, выдавшую полис. Обо всех правонарушениях необходимо сообщать в органы внутренних дел по телефонам 02 или 102 (с мобильного телефона)», — поделились информацией в пресс-службе ведомства.
Юрист Бэлла Багдасарян, регулярно занимающаяся страховыми спорами, отметила, что ранее существовали риски мошеннических действий, связанные с заключением договора страхования «задним числом», уже после наступления ДТП.
«Сейчас ситуация нормализовалась благодаря информатизации данного процесса. Заключенные договоры вносятся в информационные базы и начинают действовать, как правило, либо со следующего дня, либо спустя определенное количество дней. Насколько я могу судить, сейчас исключена возможность заключения договора страхования задним числом», — сообщила собеседница.
Сейчас же к наиболее распространенным случаям можно отнести инсценировку ДТП.
«Группа лиц с заранее установленным умыслом к хищению денежных средств компании искусственно создает страховой случай, желая получить страховое возмещение. Автомобиль может иметь как рецидивные повреждения, так и вновь возникшие. В любом случае, данные действия неправомерны и влекут уголовную ответственность», — подчеркнула эксперт.
По словам юриста, говоря о региональных особенностях в сфере автострахования можно отметить, что, согласно официальной статистике, Ставрополье отличается большой «убыточностью» по договорам ОСАГО и добровольным видам страхования транспортных средств (каско).
Еще одной проблемой является отсутствие филиалов ряда страховых компаний в регионе. Зачастую полис страхования приобретается онлайн и люди не подходят к выбору страховой компании избирательно, ориентируясь только на стоимость полиса.
«Мой совет — осознанно обращаться за услугами только к проверенным специалистам и исключительно по рекомендациям; прежде, чем подписывать тот или иной документ, внимательно с ним ознакомиться. Выдавать доверенность только доверенным лицам. Тавтология, но по-другому не скажешь», — резюмировала Багдасарян.
Осторожней в Интернете
Основатель и руководитель подразделения страхового центра «Надежда» Юлия Подколзина также отметила, что страховки «задним числом» уже не пишутся.
«Раньше это можно было сделать день-в-день, то есть разбился, позвонил страховщикам — и всё готово. Сейчас же наши программы работают таким образом, что страховка заработает только на третий-четвёртый день», — рассказала эксперт.
Подстроенные ДТП — до сих пор являются актуальной проблемой, но их число постепенно снижается.
«По наблюдениям, это остаётся самым распространённым видом мошенничества, особенно в сельской местности, однако в общей сумме их уже гораздо меньше, чем, например, два года назад. Снижение таких случаев связано с ужесточением наказания за подобные действия. Плюс с каждым годом это сложнее сделать технически, что связано, в том числе, с всё большим количеством камер внешнего наблюдения, которые устанавливают повсеместно. Опять-таки, среди правоохранителей и судебных экспертов практически исчезли недобросовестные работники, которые могли бы написать то, чего не было. Сейчас правоохранители охотно помогают распутать каждое дело, изучая ДТП со всех возможных видеозаписей чтобы выявить виновного», — поделилась информацией собеседница.
По её словам, за долгие годы работы опытный страховщик выявляет мошенника практически сразу.
«Например, хорошим маркером является отказ от ремонта на СТО и настаивание только на деньгах, есть и другие приметы», — отметила Подколзина.
Она также считает одним из самых надёжных способов уберечься от мошенников, действующих от имени страховых компаний, рекомендации опытных автомобилистов.
«Чтобы гражданину не стать жертвой мошенников, есть смысл следовать рекомендациям более опытных водителей, которые ездят, как минимум, лет пять, которые попадали в ДТП и в итоге остались довольными действиями страховой компании», — считает эксперт.
Электронная страховка менее желательна, но если необходима — то на проверенных платформах.
«В эпоху распространённого электронного страхования мошенники также используют Интернет для совершения преступлений. Я бы порекомендовала гражданам быть максимально внимательными в Сети. Многие желают получить там услуги по автострахованию и хорошо, если они попадают к адекватной компании, а не к мошенникам, берущим деньги практически ни за что, или же вовсе на похищающий личные данные пользователя сайт», — подчеркнула специалист.
Также не стоит после ДТП ориентироваться исключительно на аварийных комиссаров.
«Что касается аварийных комиссаров, то мы своим клиентам всегда советуем изначально обращаться в отдел регулирования своей страховой компании, так как, возможно, страховая компания им заплатит гораздо больше, чем обещают данные люди и без подобных инцидентов, как описала пострадавшая», — сообщила Подколзина.
Председатель Совета ассоциации страховых организаций Краснодарского края, директор регионального филиала СПАО «Ингосстрах» Эдуард Гайдаенко также пояснил, что ситуация с ДТП, где появляются посредники, в некоторых случаях может довести невнимательных и неосторожных автовладельцев до значительного ущерба, измеряемого сотнями тысяч рублей.
«Дело в том, что люди, которые попали в ДТП, подписывают договор цессии и полную доверенность, по которой можно совершать любые действия в банках, и дальше судьбу страхового случая полностью доверяют таким „помощникам“ — и ничего не отслеживают. Однако стоит понимать, что юридически недобросовестный автоюрист не понесет ответственности за любые свои деяния, так как по закону он представляет ваши интересы от вашего имени по доверенности. Значит, только автомобилист несет ответственность в случае, если страховая компания позже выиграет иск о возврате средств, которые получил посредник автоюрист», — отметил Эдуард Гайдаенко. Он также добавил, что если недобросовестный автоюрист получит от страховой компании через суд штраф и пени, то налог с этих денег позже придет именно автомобилисту, потерпевшему в ДТП, от имени которого действовал такой автоюрист.
Источник: newstracker.ru