С 1958 по 1976 год клиенты компании Hoechst Iberica, основанной в Барселоне, получали рождественские открытки, автором которых был Сальвадор Дали. Художник нарисовал 19 картинок, которые хоть и мало напоминали классические праздничные открытки, были чрезвычайно популярны по всей Испании.
Более того, опыт переосмысления христианского Рождества был тогда для Дали не первым. Так, в 1946 году он сделал эскиз для рождественской обложки испанского Vogue. На картинке – классические элементы сюрреалистического стиля художника: бесплодный экспансивный пейзаж, двойные образы и глубокий символизм. Расположенные симметрично архитектурные элементы включают в себя женские черты лица, припорошены снегом и увенчаны елями – будто смотришь на типичную картину Дали, умело стилизованную под Новый год.
Эскиз для обложки Vogue, 1946
В 1958 году Дали нарисовал первую из 19 открыток из серии «Рождество» для фармацетологической компании Hoechst Iberica, которые вскоре стали получать врачи и фармацевты по всей Испании. Интересно, что в этих эскизах почти не встречаются традиционные для Испании символы Рождества, будь то католические сценки-сюжеты на тему рождения Иисуса или волхвы, которые пришли поклониться младенцу. Вместо этого художник активно использует рождественские символы Америки и Центральной Европы, например, ели, которые зачастую становятся аллегорическим символом главных событий уходящего года.
На открытках 1960 и 1961 годов рождественские елки выступают абсолютно испанским символом: они ссылаются на классические произведения испанской литературы и живописи. Так, на открытке, выпущенной в 1960 году, ствол и верхние ветви елки образуют фигуру Дон Кихота. Открытка 1961 года – отсылка к живописному полотну испанца Веласкеса «Менины» 1656 года.
Первая открытка серии «Рождество», 1958
Открытка Сальвадора Дали из серии «Рождество», 1959
Дон Кихот в представлении Сальвадора Дали, 1960
«Менина» на рождественской открытке Сальвадора Дали, 1960
Большинство открыток Дали содержат небольшое рукописное приветствие, сочиненное сюрреалистом. Так, например, на открытке 1962 года, посвященной успехам в освоении космоса, художник написал: «Первое астронавтическое Рождество». Праздник здесь – далеко не самое важное, поэтому его атрибуту, вечнозеленой ели, уделено лишь немного места в верхнем углу открытки.
Открытка Сальвадора Дали, посвященная освоению космоса, 1962
Открытка Сальвадора Дали из серии «Рождество», 1964
Открытка Сальвадора Дали из серии «Рождество», 1968
Открытка Сальвадора Дали из серии «Рождество», 1969
Открытка Сальвадора Дали из серии «Рождество», 1971
Открытка Сальвадора Дали из серии «Рождество», 1974
Несмотря на высокий интерес к открыткам сюрреалиста в Испании, в Америке они были приняты холодно: поздравительные карточки художника называли «черезчур авангардными». Небольшую газетную заметку, вышедшую в 1981 году, можно прочитать здесь.
Источник: design-mate.ru