Почему в начале XIX века европейский высший свет перешел с золота на чугун, как носить на поясе швейные принадлежности так, чтобы это было стильно, и без чего уважающая себя модница не могла появиться на публике двести лет назад? На эти и другие вопросы отвечает проект о культуре «Не придумали!». Специально для Design Mate его команда собрала краткий гайд по самым необычным украшениям прошлых столетий.
Украшения из чугуна
Фото: ochendaje (Livejournal)
Во время наполеоновских войн 1813–1814 годов многие знатные дамы в Европе были готовы пожертвовать свои драгоценности в пользу прусской армии. Но выходить в свет без украшений они не собирались. Тогда немецкие мастера нашли неожиданный модный выход из ситуации: в Берлине начали изготавливать ювелирные изделия из чугуна, которые были не менее изящными, чем из золота или серебра. Кроме того, чугунные украшения идеально соответствовали моде на все готическое. А вскоре веера, ожерелья и браслеты из необычного материала появились и в коллекциях российских модниц.
Украшения с волосами
Фото: 1stdibs, Inc.
«Как хороша рука ее, стиснутая волосяным браслетом!», — восклицает художник Пискарев, герой повести Николая Гоголя «Невский проспект». Украшения из волос кажутся нам экзотикой, но они были очень популярны в XVIII и XIX веках. Для одних это был просто аксессуар, для других — драгоценная память о дорогом человеке. Из волос изготавливали серьги, бусы, браслеты и многое другое. Часто волосы близких вставляли под стекло на обратной стороне портретной миниатюры.
Фото: Fine Arts Museums of San Francisco
Портбукет
Фото: Курский краеведческий музей
Живые цветы были неотъемлемой частью бальной культуры XVIII-XIX веков. Без них даме было просто неприлично выйти в свет — например, в театр. Модницы прикрепляли к поясу букетики, а кавалеры носили бутоньерку на лацкане. Чтобы не испачкать костюм, стебли цветов прятали в портбукет — специальный футляр, который играл роль миниатюрной вазы для изящной композиции. Букетики побольше носили на груди, а совсем маленькие закрепляли в волосах.
Шатлен
Фото: Christie’s
Фото: © BADA
Одним из самых многофункциональных драгоценных аксессуаров двести лет назад был шатлен — цепочка с зажимом, к которой в виде подвесок крепились самые разные мелкие предметы. Женщины носили шатлен на поясе платья — карманов тогда не было — и закрепляли на нем часы, миниатюрные футляры с ножницами, игольницы, щипцы и другие нужные вещи. Носили шатлен и мужчины, цепляя к нему буквально все, что могла выдержать цепочка: от часов до записных книжек.
Бант-склаваж
Фото: dombusin (Livejournal)
Такие украшения носили на широкой кружевной ленте или черной бархатке. Название аксессуара произошло от французского слова «esclavage» — «рабство». Все дело в том, что лента плотно обхватывала шею и потому напоминала ошейник раба. В Российской империи это украшение было особенно популярно в середине XVIII века. Бант-склаваж, как правило, богато декорировали драгоценными камнями. Его носили практически под горло, иногда с несколькими длинными нитями жемчуга, серьгами и подвесками, украшенными в одном стиле.
Эгрет
Фото: Наше Золото
Это украшение, похожее на брошь, прикрепляли к головному убору или к прическе. Чаще всего его венчали роскошные перья. Когда в XIX веке в моду вошел турнюр — подкладка под платье, увеличивающая объем нижней части тела, — появилась необходимость зрительно вытянуть силуэт, и дамы стали делать высокие прически, украшая их в том числе эгретом. Позже аксессуар снова вошел в моду уже в эпоху ар-деко: в 20-х годах XX столетия модницы крепили эгрет сбоку к тонким обручам или тиарам.
Еще больше удивительных фактов из истории отечественного ювелирного дела можно узнать в подкасте #ВсеГраниРоскоши от команды «Не придумали!». Его выпуски рассказывают о скандальных романах, драгоценных царских подарках, становлении легендарных ювелирных домов и, конечно, о яйцах Фаберже.
Фото на обложке: шатлен, Violity.com.
Источник: design-mate.ru