Общество

Буллинг – порочный круг Ставрополь (Кавказ)

Задача родителей – не только поддержать ребёнка, но и научить его взаимодействовать с окружающими

В последнее время в нашу жизнь всё активнее входит понятие «буллинг». В переводе с английского языка (bullying) – травля, запугивание. Этот термин используется для обозначения активного непринятия ребёнка в детском коллективе.

Задача родителей – не только поддержать ребёнка, но и научить его взаимодействовать с окружающими Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах. Фото: psiholog-panova.ru.

Причины травли – тревога и неуверенность

К сожалению, дети, активно отвергаемые сверстниками, – явление нередкое. Любой детский коллектив объединяет разных детей – активных и тихих, общительных и стеснительных, популярных в группе и не пользующихся авторитетом у сверстников.

Одних устраивает второстепенная роль, другие стремятся оказаться в центре вни­мания, стать лидерами, но не знают, как этого добиться, выби­рают неадекватные способы поведения, становясь иногда при этом объектом насмешек и презрения. Некоторые дети застенчивы, не могут за себя постоять, не умеют общаться, находить друзей.

В ситуации травли всегда есть зачинщики. Их жертвы и преследователи – основная масса, которая под руковод­ством зачинщиков осуществляет буллинг. Иногда в группе есть нейтральные наблюдатели, но в большинстве ситуаций они ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием поощряют травлю. Часто дети осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой.

Причинами начала травли становятся тревога и неуверенность детей и подростков – они объединяются против «общего врага», что дает им ощущение принадлежности к группе и собственной силы. Это делается для наблюдателей, чтобы они знали, кто в группе главный. В большинстве случаев важен не сам факт насилия, а возможность его демонстрировать.

Поэтому настолько популярно сейчас выкладывание роликов в Интернет с кадрами расправы с жертвами. А маленькие дети – дошкольники и младшие школьники — в ряде случаев просто не знают, каким образом налаживать отношения и отстаивать свое мнение, справляться со сложными переживаниями, не обижая других детей. Их важно обучить, расширить их поведение для разрешения конфликтов.

Как распознать жертву буллинга?

Часто родители раньше педагогов за­мечают, что ребенку некомфортно в классе, у него не складываются отношения со сверстниками. Об этом могут свидетельствовать следующие симптомы: ребенок неохотно идет в школу и рад любой возможности не ходить туда, притворяется больным, возвращается из школы подавленным, внезапно (по мнению взрослых) отказывается идти на уроки, часто плачет без очевидной причины, никогда не упоминает никого из одноклассников и вообще очень мало говорит о своей школьной жизни, не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать задания на уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо, его никто не приглашает в гости, на дни рожде­ния, и он никого не хочет звать к себе.

Поведение и темперамент меняются: явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности; обнаружение рваной верхней одежды или поврежденных вещей; частые просьбы дать деньги, воровство; снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; постоянные ссадины, синяки и другие травмы; молчаливость, нежелание идти на разговор; как проявление крайней степени – суицид.

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах. И чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам дочери или сына, но делать ненавязчиво. Если они ничего сами не рассказывают, следует понаблюдать за ребенком.

В первую очередь сходить в школу, поговорить с учи­телями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по­смотреть, как он себя ведет в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним. Реакция родителей должна зависеть от того, насколько далеко зашла ситуация травли.

Если ребенка постоянно унижают или избивают, необходимо в первую очередь оградить его от общения с обидчиками. В возможно, придется перевести его в другой класс, помочь пережить полученную психическую травму, заново научиться не бояться сверстников и доверять им.

Если часть детей в группе отвергает ребенка, не хочет общаться с ним, родителям необходимо быть готовыми к сотрудничеству с педагогом и психологом, оказанию поддержки, внимательному и вдумчивому отношению к ситуации, разрешение которой потребует терпения и времени.

Не следует приходить в школу лично разбираться с каждой ссорой, лучше обсудить ситуацию с классным руководителем и психологом. Часто родители, придя в учебное заведение, отчитывают обидчика, угрожают или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вре­дят ребенку.

Пре­следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу и стремятся выяснить отношения, оскорбляя друг друга в присутствии ребят. Естественно, такой пример разреше­ния конфликтов не является полезным для детей. Проблему нужно решать совместными усилиями, так как ответственность за создавшуюся ситуацию лежит на всех ее участниках, и преодолеть ее можно только вместе.

Не спешите бро­саться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ему полезно пережить все стадии конфликта – это поможет научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребен­ка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой он не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля со стороны сверстников.

Родители могут помочь сыну или дочери наладить взаимоотношения в классе. Для этого важно способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках, не забирать его домой или на дополнительные занятия сразу после уроков – у него должно быть время на общение с одноклассниками.

Необходимо обеспечить общение ребят вне школы – приглашать в гости, устраивать праздники. В случаях нападок со стороны одноклассников посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации.

Родители также могут помочь ребенку разобраться в сложной ситуации, найти друзей вне школы – в кругу их знакомых, кружке или секции. Задача родителей – не только поддержать, но и научить вза­имодействовать с окружающими. Не надо пытаться пол­ностью оградить ребенка от отрицательных пережива­ний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновений с жестокостью невозможно.

Важно на­учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддавать­ся на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правиль­нее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятель­но. И быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Как дети становятся жертвами интернет-травли?

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием во всемирной паутине числа несовершеннолетних пользователей.

Кибербуллинг включает в себя отправление оскорбительных сообщений, постов или электронных писем, а также сообщений, содержащих угрозы. Троллинг или активные комментарии постов и фотографий с использованием негативных оценок и провокационных высказываний тоже являются разновидностью интернет-травли. В самых тяжелых случаях кибербуллинг может довести жертву травли до самоубийства.

Существует определенная группа риска, прежде всего это социально изолированные дети — имеющие проблемы в развитии, чьи семьи находятся в сложной экономической ситуации.

Обидчики и жертвы – не обязательно две четко разделенные группы. Обидчиками, как правило, становятся те, кто ищет острых ощущений, имеют психологические проблемы, низкую самооценку и хотят утвердиться за счет более слабого соперника. Часто это подросток, у которого нет достаточной социальной поддержки. Жертвы кибербуллинга нередко становятся обидчиками. Это своего рода порочный круг.

Так же, как и травля в реальной жизни, интернет-травля не происходит в вакууме. Социальный климат может подпитывать кибербуллинг. Проблема социального климата становится особенно заметной, если посмотреть на реакцию жертв или свидетелей кибербуллинга. Согласно данным исследования Ливингстона и Смита, около 40% подростков в возрасте 13-15 лет знали личность своего обидчика, но половина из них не предприняла никаких действий.

Дети, которые сообщали о данной проблеме, делились, как правило, не с учителями или родителями, а с друзьями. Большинство жертв кибербуллинга просто удаляют враждебные сообщения или отвечают на них в очень мягкой форме, создавая для обидчика благоприятную среду для продолжения травли. Менее половины опрошенных детей показывали кому-либо сообщения, содержащие угрозы.

Какие меры стоит предпринять?

Строгая школьная политика против офлайн- и онлайн-травли поможет изменить социальный климат. Так как случаи кибербуллинга, как правило, происходят вне школы, большинство школ не считает нужным каким-либо образом регулировать данный процесс. Стоит отказаться от идеи, что детские проблемы и конфликты – всего лишь часть взросления. Интернет-травля, как и травля в реальной жизни, – серьезная проблема, требующая немедленного решения. С ней ни в коем случае нельзя мириться, и это важно понимать и детям, и родителям.

Если родитель подозревает, что его ребенок мог стать жертвой интернет-травли, необходимо проверить всю информацию, которую можно найти в свободном доступе в Интернете. Это, например, социальные сети одноклассников, которые могут в открытом доступе оскорблять ребенка. Разумеется, родитель не может заходить в личные сообщения ребенка без его на то согласия, поэтому стоит начать с информации, которая может быть в свободном доступе.

Важно быть в контакте со своим ребенком, ведь дети, которые не доверяют своим родителям, чаще всего отказываются сообщать о случаях кибербуллинга, опасаясь, что к конфликту с обидчиком добавится еще и непонимание со стороны родителей. Многие подростки заявляют, что, рассказав о случае интернет-травли своим родителям, они только усугубят ситуацию.

Важно понимать, что кибербуллинг не имеет ничего общего со свободой слова, и пора прекратить прикрывать эмоциональное насилие. Каждый ребенок должен расти в атмосфере доверия и поддержки. Интернет-травля превращает общение в бесконечную борьбу сильных со слабыми. Задача родителей и школы – оградить ребенка от подобной угрозы.

Как реагировать на сообщения детей о насилии?

Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Выясните, насколько велика угроза для его жизни. Успокойте и поддержите словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»; «Мне жаль, что с тобой это случилось».

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика. Отвечайте на вопросы и постарайтесь помочь преодолеть его тревоги. Продумайте и обсудите тактику оказания помощи и обеспечения безопасности. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, бывают ситуации, когда без их советов не обойтись.

Конфликты и буллинг – не одно и то же

Как рассказала нашему изданию Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко, официальной статистики по буллингу среди школьников региона нет:

– Школы зачастую скрывают конфликты, об этом не сообщают дети и родители. Мониторинг ситуации осуществляет министерство образования и Уполномоченный по правам ребенка. В этой ситуации важно понимать, что имеется в виду: конфликт или буллинг? Надо отметить, что конфликты – нормальная часть жизни и отношений между детьми. В школьном коллективе они практически неизбежны. Но одно дело ссора, которая прошла и забылась, и другое – систематическая травля, направленная на определенного человека.

Конфликты, драки, в результате которых есть пострадавшие и травмированные дети, всегда берутся на контроль, в первую очередь поскольку педагогическое и служебное расследование проводится совместно с отделами по делам несовершеннолетних полиции (ПДН). Нередко участники конфликта по итогам расследования и по решению педагогического коллектива ставятся на профилактический учет.

      К примеру, в прошедшем учебном году на Ставрополье в результате школьных конфликтов пострадали и получили травмы 458 детей, и это на 12 процентов больше, чем в предыдущем учебном году. В адрес Уполномоченного в 2023 году поступили более 60 обращений по вопросам драк и конфликтных ситуаций, что в два раза больше, чем в 2022 году.

– Что касается травли, то это явление никуда не уходит. Более того, в последние годы ситуация обострилась. Это связано с тем, что нередко агрессия и травля среди подростков становятся сюжетами в социальных сетях, привлекают общественность и получают резонанс. По данным ВЦИОМ, каждый третий школьник подвергается или подвергался буллингу, сталкивается с травлей и агрессией в школе. Очень часто дети молчат о том, что они жертвы. Во-первых, потому что боятся огласки, но больше всего потому, что не знают, к кому и куда могут обратиться. Тем не менее в 2023 году в мой адрес обратились 29 родителей, чьи дети подвергались в школе насилию и травле. Рост таких обращений составил 75 процентов. Необходимо отметить, что увеличилось количество случаев травли среди детей в начальной школе, – подчеркивает Светлана Адаменко.

Как рассматриваются такие обращения?

Как правило, Уполномоченный рассматривает такие обращения обязательно с участием управления образования, администрацией школы. Привлекаются правоохранительные органы и психологи.

Очень важно при этом установить факт буллинга. Если устанавливаются такие факты, как регулярные умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, оскорбления в адрес жертвы, прозвища, распространение грязных слухов, в том числе в социальных сетях, вытеснение ребенка из группы, провокации, отвержения, то, конечно же, это самый настоящий буллинг.

– С ребятами обязательно беседуем, проводим и родительские собрания. Нередко родители детей, которые являются инициаторами травли, даже не подозревают о том, что совершают их дети. Удивляются и не верят. Как правило, удается убедить родителей и рекомендовать им принять соответствующие воспитательные меры. Зачинщиков травли ставят на внутришкольный учет. Положительной характеристики им в дальнейшем уже не получить, – уверена Светлана Адаменко.

Что может стать причиной, поводом для буллинга?     

Их очень много. Среди самых распространенных – зависть и месть. К примеру, у кого-то дорогой телефон или красивая и модная одежда. Особенности поведения, внешности, трудности в обучении, отсутствие опыта жизни и общения в коллективе, постоянные жалобы родителям и учителям (ябедничество) тоже могут стать причиной для травли и жестокого обращения.

– Кто виноват и что делать? Эти вопросы не теряют своей актуальности во все времена. В школе – три участника образовательного процесса: ребенок, учитель, родитель. Кто виноват? В определенной степени – все. Принято винить во всем школу. Безусловно, школа после семьи – второй наиважнейший институт воспитания. Но борьбу с травлей надо начинать не в классе, а дома, в семье. Родители несут ответственность за своих детей. Воспитывать их – право и одновременно обязанность. Если в семье царят насилие, неуважение и равнодушие друг к другу либо, наоборот, гиперопека над детьми, приводящая к подавлению воли ребенка, то, как правило, дети себя будут аналогично вести и в коллективе. Нередко слышу от родителей нелестные слова в адрес учителей, школы, которые они произносят при детях, что недопустимо. И не стесняются говорить: «Мои дети – самые лучшие, а остальные меня не касаются». Поэтому работу с родителями никто не отменял. А это уже обязанность школы, – уверена омбудсмен Ставрополья.

К сожалению, общение с родителями в основном переходит в чаты и группы в социальных сетях, родительские собрания и разговор о важном с ними – редкость. Сегодня в школах есть родительские комитеты, советы отцов, советы школьных лидеров, органы ученического самоуправления и другие общественные институты, которые необходимо привлекать к работе с ребятами.

– Требует серьезной коррекции работа школьных служб примирения, конфликтных комиссий, советов по профилактике. Очень часто проводим служебные расследования конкретного случая и убеждаемся в формальном подходе педагогов к своей работе. Нередко отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением детей вне класса, на перемене, наличие деструктивного лидера приводит к тому, что руководитель школы узнает о махровом буллинге в каком-то классе от родителей, правоохранительных органов. Сегодня психологи есть практически в каждой школе, но далеко не все из них умеют работать с подростками с поведенческими отклонениями, – резюмирует Светлана Адаменко.

Психологический климат в классе имеет большое значение

       Образовательный процесс должен создавать благоприятные условия для развития и становления личности, и психологический климат в классе имеет большое значение. Поэтому при признаках буллинга необходимо объединить усилия педагога, родителей, психолога для решения проблемы.

Не менее важно обеспечить досуг и занятость подростков, привлекать к проведению мероприятий, а еще лучше к их подготовке самих ребят. К примеру, весной этого года группа подростков, проживающих в Кисловодске, совершала неоднократные преступные деяния по отношению к другим подросткам. Свои «подвиги» они выкладывали в Интернет. Все это вызвало широкий общественный резонанс. По поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова была создана специальная комиссия, которое провела расследование этого факта, изучила причины и условия для совершения подростками преступных действий.

        Установлено, что все подростки были одного возраста (14-15 лет), учились в разных школах города. Объединяло их то, что все они постоянно пропускали занятия, плохо учились, не были охвачены внеурочной деятельностью, не посещали кружки. Родители в школе были редкими гостями, не занимались воспитанием детей, которые были предоставлены самим себе.

По решению суда некоторые ребята из группы были помещены на месяц в центры изоляции несовершеннолетних при ГУ МВД. В настоящее время они поставлены на профилактический учет в правоохранительных органах, к родителям применены меры административного наказания. Оценка была дана и педагогическим коллективам школ, в которых учатся подростки.

Какие советы можно дать родителям и детям, которые подвергаются травле в школе

– Во-первых, не молчать. Обязательно придавайте огласке такие случаи. Начинать надо с классного руководителя. Если ситуация не изменилась, писать заявление директору школы, в правоохранительные органы. Ни в коем случае не давать советы ребенку: «Постарайся заслужить симпатию, подружиться с обидчиками, попробуй справиться сам, не доноси и не ябедничай, научись давать отпор, попробуй найти причину в себе…» и так далее. Это бесполезно, и такое поведение, наоборот, затянет в зависимость от тех, кто инициирует буллинг. Родителей должно насторожить отклонение в поведении ребенка. Он не хочет идти в школу, нет настроения, плохо ест и спит. Это все повод для того, чтобы начать расследование. Доверительные отношения, умение правильно выстроить систему защиты и поддержки – залог того, что ребёнок вырастет достойным человеком, – считает Светлана Адаменко.

Региональный регламент по разрешению ситуаций – против буллинга

Одним из наиболее эффективных направлений в обеспечении системной работы по профилактике буллинга несовершеннолетних в Ставропольском крае является межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты прав и их законных интересов.

Основным источником информации о возможном нарушении прав несовершеннолетних является информация, поступающая из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав от муниципальных и городских округов Ставропольского края и краевых органов системы профилактики.

Поступившая информация сразу обрабатывается, при необходимости назначаются ведомственные проверки. Контроль организуют профильные министерства с последующим докладом результатов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Ставропольского края. При необходимости случай ставится на контроль у председателя краевой комиссии и губернатора Ставропольского края. Ситуация стоит на контроле до полной нормализации обстановки и обеспечения защиты прав ребенка.

Эта работа организована на постоянной основе с проведением ежесуточного мониторинга в режиме онлайн в соответствии с порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ставропольского края при возникновении чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними.

Осуществляется мониторинг органами профилактики фактов чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних, в том числе буллинга, кибербуллинга. Краевой комиссией при выявлении данных фактов незамедлительно принимаются исчерпывающие меры по ликвидации последствий и профилактике подобных явлений в подростковой среде.

Реализуется план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2022-2025 гг., утвержденный распоряжением правительства Ставропольского края. В целях профилактики буллинга, кибербуллинга планом мероприятий предусмотрена реализация методической, организационной, информационной и профилактической работы, в том числе: организация деятельности наставников в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, организация и проведение Дня правовой помощи детям в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ставропольского края, организациях социального обслуживания края, в организациях культуры и образовательных организациях среднего профессионального образования в сфере культуры, обеспечение организационной и методической помощи «Школьным службам примирения», действующим в общеобразовательных организациях края.

Постановлением правительства Ставропольского края утверждена государственная программа Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» на 2021-2026 годы, которая содержит мероприятия, направленные на совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав детей, подвергшихся преступным посягательствам и признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства; совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также органов местного самоуправления края и других органов и учреждений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ставропольском крае, развитие системы социальной адаптации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.

В образовательном комплексе края на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на профилактику деструктивного поведения несовершеннолетних.

Министерством образования СК регулярно проводится мониторинг рисков, возникающих в среде несовершеннолетних, обучающихся по поводу драк, буллингу, травле со стороны сверстников в общеобразовательной организации.

В рамках межведомственного взаимодействия сотрудниками полиции проводится мониторинг проживающих на территории региона, посещающих сайты, которые пропагандируют суицидальную направленность, насилие и девиантное поведение. При выявлении данных сайтов они незамедлительно блокируются.

Справка

Буллинг проявляется в двух основных формах:

1. Физический буллинг – умышленные удары, пинки, побои, нанесение телесных повреждений, действия сексуального характера.

2. Психологический буллинг – насилие, связанное с воздействием на психику путём словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, обидных жестов или действий, изоляции и игнорирования, вымогательства денег, еды, иных вещей, принуждения что-либо украсть, повреждения имущества жертвы.

Источник: mk.ru

Читайте также

Из Труновского округа за год в зону спецоперации более 350 тонн помощи Ставрополь (Кавказ)

Сироты — участники СВО получили 58 квартир на Ставрополье

Состоялась презентация первого поезда с вагоном-спа «Жемчужина Кавказа»

Подачу электроэнергии ограничат на два дня в одном из районов Ставрополя

В Ставрополе намерены возобновить маршрут №33

В парке Победы Ставрополя на Аллее Славы открылась обновленная Стена памяти Ставрополь (Кавказ)

Порывы ветра на Ставрополье будут достигать 30 м/с

В Пятигорске 1000 школьников прошли экзамен по катанию на самокатах Ставрополь (Кавказ)

Представители Росгвардии поблагодарили журналистов Ставрополья за сотрудничество

В Ессентуках чествовали матерей Ставрополь (Кавказ)

Калуга осенью станет площадкой Русского миграционного форума

Выставка «певца кавказских гор» Александра Бабича проходит в Ставрополе

Оставить комментарий

98 ÷ 14 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее