В апреле 2025 года президент РФ подписал пакет законодательных инициатив о противодействии телефонному и интернет-мошенничеству: изменения предполагают принятие около 30 мер, которые затронут финансовые организации, операторов связи, госучреждения и т.д. Обсуждению нововведений и текущей ситуации в сфере борьбы с киберугрозами была посвящена дискуссия, которую в Ставрополе организовал «Коммерсантъ-Кавказ». Круглый стол «Новые способы защиты бизнеса, пользователей и общества от киберугроз» прошел при участии представителей органов государственной власти, банков, телеком-операторов, экспертного сообщества, бизнеса, а также специалистов в области информационной безопасности.
В своём выступлении замначальника Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по Ставропольскому краю Александр Ашигов отметил, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере хищения денежных средств. За пять месяцев 2025 года в крае зарегистрировано более 6,5 тыс. киберпреступлений, а ущерб превысил 1 млрд руб. Новая статья 272.1 (незаконные использование, передача, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные), введенная в УК РФ в конце 2024 года, позволяет эффективнее бороться с инструментами, использующимися в шлюз-каналах и симбоксах. По словам эксперта, эффективное противодействие таким угрозам возможно лишь при тесном взаимодействии государственных структур, частного сектора и общественности.
Как отметил начальник юридического отдела Отделения Ставрополь Южного ГУ Банка России Павел Филь, доля жителей Ставропольского края, пострадавших от кибермошенников на сумму свыше 1 млн руб., увеличилась в полтора раза за год. По его словам, по результатам опроса 4070 жителей региона, число пострадавших таких жертв выросло с 3,4% в 2023 году до 5,1% в 2024 году. При этом увеличились и суммы похищенных средств. Количество жертв обмана, потерявших от 500 тыс. руб. до 1 млн руб., увеличилось с 2,2% до 6,6%. Рост зафиксирован и в категории потерь от 100 до 500 тыс. руб. — с 10,1% до 12,5%. Доля пострадавших с ущербом от 20 до 100 тыс. руб. практически не изменилась, составив 17,7% против 16,9% годом ранее.
О результатах работы по предотвращению случаев мошенничества в СКФО сообщил Александр Дыренко, управляющий ВТБ в СКФО — вице-президент. По сравнению с прошлым годом активность аферистов выросла вдвое, отметил руководитель, при этом ВТБ удалось сократить возможность проведения операций в онлайне, которые несвойственны клиентам. По его словам, специалисты банка не только блокируют подозрительные операции, но и проводят беседы с клиентами. В текущем году специалисты ВТБ помогли уберечь более 1,5 млрд руб. клиентов, которые они направляли мошенниками. ВТБ на Кавказе приостанавливает подозрительные переводы от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. При этом с начала 2025 года сотрудникам банка в СКФО удалось уберечь клиентов от убытков на сумму порядка 20 млн рублей.
О том, как организована цифровая безопасность абонентов у операторов связи, рассказал директор филиала ПАО «МТС» в Ставропольском крае Святослав Кошурников. Верхний общий уровень защиты для всех операторов – это система антифрод, которая исключает звонки с подменных номеров. Следующий уровень защиты идет уже на сети оператора. В частности, у МТС работает несколько сервисов по цифровой безопасности. Например, теперь решение оператора с помощью голосового помощника может без участия абонента ответить на заблокированные звонки, сохранить текстовую расшифровку каждого разговора, предупреждать людей о возможном мошенничестве прямо во время беседы. Только в первом квартале 2025 года в Ставропольском крае МТС заблокировала 17 млн нежелательных вызовов.