О работе курьеров можно услышать противоречивые отзывы: одни говорят о тяжелой пахоте за копейки, другие — о зарплате, опережающей доход инженеров и врачей. А их цветные сумки давно стали частью городского пейзажа. Мы попытались разобраться в сложностях ниши доставки и выяснить, сколько на самом деле можно заработать.
Фото: pexels.com
Зарплатные ожидания курьера и реальность
Опустим слухи о 300 000 рублей в месяц, которые, не напрягаясь, зарабатывает на велосипеде знакомый знакомого. Перейдем непосредственно на сайты работодателей. Цифры уже ниже, но по-прежнему привлекательны:
- «Яндекс.Еда» обещает до 230 000 рублей в месяц.
- «Самокат» — до 150 000.
- «Яндекс.Лавка» — до 142 000.
- «Купер» — до 136 000.
Нюансы на разных платформах различаются, но в целом условия кажутся неплохими: гибкий график, бонусы, чаевые и так далее.
Фото: pexels.com
Однако, как и в любой зарплатной вилке, ключевое слово — это «до», а «гибкий график» прежде всего подразумевает зависимость дохода от рабочей нагрузки. Некоторые сервисы позволяют рассчитать примерный заработок. В Москве за 26 восьмичасовых смен на велосипеде «Яндекс.Еда» обещает 83 824 рублей, «Самокат» — 69 680 рублей, «Купер» пишет о средней сумме в 4500 рублей за смену.
Более подробные данные сообщают непосредственно при трудоустройстве, но точных цифр не скажут. Дело в том, что доход курьера зависит не только от количества смен и рабочих часов, но и от количества заказов, которое невозможно предугадать. По итогу даже в пределах одного города и сервиса доставки оплата труда курьеров может существенно различаться.
Фото: unsplash.com
Что влияет на доход курьера
Город и район
Тарифы зависят от города. В Москве стоимость заказа предсказуемо выше, поэтому активный столичный курьер может заработать больше, чем провинциальный участковый врач. В маленьких городах, где люди предпочитают делать покупки самостоятельно, доставка вряд ли принесет хороший и стабильный доход.
Даже в столице количество заказов в час зависит от района. Например, в туристических местах и деловых центрах спрос на доставку выше. Однако не стоит списывать со счетов и отдаленные «спальники» или «города в городе» в ближнем Подмосковье — там живет много удаленщиков, которые предпочитают не отвлекаться от работы для похода в магазин.
Некоторым пешим и велокурьерам удобнее работать в районе проживания, другие выбирают участки в зависимости от их перспективности.
Фото: pexels.com
Сезонность и пиковая нагрузка
Опытные курьеры уже знают часы, в которые лучше отдохнуть, а не работать, новичкам же придется ориентироваться на ходу. Если кратко, то пик заказов приходится на вечер, пятницу и выходные, а также увеличивается в плохую погоду и холодный сезон. Независимо от города, зимой заработок у курьеров обычно выше, чем летом.
Фото: unsplash.com
Вид транспорта
Самая низкая ставка — у пеших курьеров, самая высокая — при наличии личного авто. Пешком не получится охватить большое количество заказов, при доставке на автомобиле нужно учитывать затраты на бензин и риск застрять в пробке. Доход велокурьеров в среднем на 30% выше, чем у пеших, но с самими велосипедами тоже есть нюансы. Некоторые работодатели предоставляют транспорт, но на большинстве платформ его придется купить за свой счет. А в погоне за большим количеством заказов часто появляется соблазн сократить путь, проехав в неположенном месте, или нарушить ПДД.
Фото: unsplash.com
Вариант трудоустройства
Большинство курьеров — самозанятые и платят налог 4–6%. Есть и другой вариант — сотрудничество с курьерским парком, который будет вычитать из понедельной или помесячной оплаты свой процент. У каждого вида трудоустройства есть плюсы и минусы. Договор с парком снимает головную боль о самостоятельной выплате налогов, а заключить его обычно проще и быстрее. С другой стороны, самозанятые могут выводить деньги с баланса хоть каждый день и не зависят от правил и условий парка или возможных задержек зарплат.
Фото: pexels.com
Бонусы и штрафы
Кроме ставки за заказ, зарплата курьера складывается из множества коэффициентов и бонусов. Дополнительные деньги капают за километры маршрута, плохие погодные условия, повышенный спрос, срочность и так далее. На многих платформах есть приветственные бонусы или вознаграждение за каждого привлеченного к работе друга, который отработает определенное количество дней или заказов.
Фото: unsplash.com
В противовес бонусам идут штрафы — за опоздание, отмену заказа и другие. Пробки, неработающие лифты, некорректные адреса, а порой и погрешности приложения могут существенно подрезать доход курьера.
Чаевые и рейтинг
Все чаевые курьер забирает себе, однако рассчитывать, что каждый клиент станет благодарить за доставленный заказ, все же не стоит. Намного важнее рейтинг сотрудника. Высокие оценки открывают курьеру доступ к лучшим слотам — временным промежуткам для работы, а падение рейтинга может привести к отключению от программы.
Фото: pexels.com
Плюсы и минусы работы курьером
Несмотря на то что обещания работодателей не всегда соответствуют действительности, курьеров становится все больше. Объясняется это просто: для получения цветной сумки не нужно специального образования, а гибкий график позволяет сочетать должность курьера с другой занятостью или учебой. Доставка может спасти в трудные времена, помочь подзаработать в праздники или в период поиска основной работы.
Однако надо быть готовым, что, кроме сложности с выходом на желаемый уровень дохода, у ниши доставки есть и другая специфика.
Физическая нагрузка. Курьерская сумка тяжелая, а доставить заказы нужно быстро. От велосипеда болят ноги, а мопед и автомобиль не спасут от подъема по лестницам в домах, где нет лифтов.
Фото: pexels.com
Работа с людьми. Клиенты не всегда бывают в хорошем настроении. Также потребуется находить общий язык с сотрудниками магазинов, кафе и ресторанов.
Дисциплина. Самозанятый сотрудник должен вовремя платить налоги, уметь планировать время и правильно оценивать свои возможности.
Сложности с поддержкой. Мобильные приложения не всегда работают корректно, а решение конфликтных ситуаций (например, исчезнувших принятых заказов или неправильно рассчитанных коэффициентов) может занять время.
Не все новички выдерживают такую нагрузку. Однако на их место быстро приходят новые люди, поэтому даже с учетом постоянного оттока кадров количество курьеров на улицах пока только растет.
Источник: tea.ru