19 марта, 18:04
Один из ставропольских объектов культурного наследия — мельница Гулиева — может оказаться навсегда потерянным для жителей города и гостей: его со всех сторон собираются застроить высотками, что может привести к обрушению. Ситуация вокруг необычного дома в краевой столице показатель-на — она заставляет задуматься о судьбе исторических зданий. Нужны ли они городу и способными приносить ему прибыль или не стоят того, чтобы тратить на их содержание и реставрацию огромные средства?
Мельница Гулиева — наследие дореволюционных времен, начала XX века, крупный проект "мучного короля" того периода Ага Балы Гулиева. Несмотря на функциональное предназначение, здание имеет примечательную архитектуру, оно похоже на готический замок. Благодаря такому экзотическому облику, мельница стала неотъемлемой частью исторического сердца Ставрополя.
Впрочем, несмотря на любовь горожан и статус неофициальной достопримечательности, этот "замок" давно был заброшен, а в последние годы и вовсе медленно умирал на глазах у взволнованных ставропольцев. Предлагались разные проекты по реставрации и использованию здания, но с мертвой точки дело не сдвинулось. Дошло до того, что в начале марта неизвестные пробрались в здание и вывесили на нем огромный баннер: "Я разрушена твоим равнодушием". Такое как бы обращение от мельницы к жителям города. Для по-южному аморфного Ставрополя подобная гражданская акция оказалась заметным событием. Насколько же надо обострить ситуацию, чтобы заставить горожан совершать подобные поступки?
Этому инциденту предшествовал и еще один факт: стало понятно, что вокруг мельницы возведут жилые многоэтажки и торговый центр. В сети даже опубликовали визуализацию проекта от застройщика. Согласно этим изображениям, объект культурного наследия окажется прямо посередине между новостроями и будет полностью скрыт от взглядов. За ситуацией внимательно следят общественники.
— Сейчас там никто не строит, — рассказывает директор АНО "Кавказская урбанистическая лаборатория" Иван Самохвалов. — Городские власти заявляют, что разрешения на строительство не выдавали. Но правила таковы, что разрешение застройщику будет выдано автоматически. Кое-какие работы на территории ведутся. Мельницу, например, утыкали камерами видеонаблюдения, хотя размещать их на памятнике без проекта нельзя. Нарушений там много, но органы, которые должны за этим следить, как будто ничего не замечают. Самое печальное, что проект застройки жилого комплекса есть, а вот работ по сохранению и реставрации мельницы в нем нет.
Общественник обращает внимание: возможно, было бы неплохо что-то построить на территории рядом с мельницей Гулиева и на деньги от полученных прибылей обеспечить восстановление "готического замка", являющегося объектом культурного наследия. Но проблема в том, что никто официально никаких обязательств на себя не берет.
История с мельницей не является исключительной, она иллюстрирует общую тенденцию, которая наметилась в Ставрополе. Здесь то и дело возникают скандалы из-за того, что какой-нибудь старый дом, прекрасный образец исторической архитектуры, хотят снести и построить на его месте многоэтажку. Позиция краевых властей по этому поводу известна, в середине января нынешнего года судьбу исторического наследия прокомментировал губернатор Владимир Владимиров.
— Мы постарались исторический центр Ставрополя точечной застройкой не трогать, и этому правилу будем следовать, — заявил руководитель региона. — Облик Ставрополя менять нельзя так же, как и Пятигорска, Кисловодска, Железноводска. Их исторический облик — это наше конкурентное преимущества перед любой территорией.
Напрашивается вопрос: как могут здания с яркой исторической архитектурой привлекать туристов и влиять на прибыли бизнеса?
Однако за словами главы края не последовало никакой реакции со стороны властей Ставрополя. Никто не озвучил публично даже мало-мальски значимого стратегического видения судьбы центра города, не заявил о необходимости сохранять его общий вид, а не только объекты культурного наследия.
Напрашивается вопрос: как могут здания с яркой исторической архитектурой привлекать туристов и влиять на прибыли бизнеса? Ярким примером здесь является проспект Карла Маркса в Ставрополе — улица с богатой историей в самом центре города. Еще десятилетие назад там было место притяжения горожан и гостей. Они могли гулять среди красивой архитектуры, а заодно вкусно поесть в одном из десятков заведений на любой вкус и кошелек или сделать покупки в магазинах.
Но сегодня для шопинга лучше подходят торговые центры, и предприниматели стараются перебираться туда. На освободившиеся места новые бизнесмены приходят неохотно: слишком высокая арендная плата, а поток людей низкий. Впрочем, популяризатор краеведения, экскурсовод и градозащитница Ангелина Головченко говорит, что ситуацию можно менять.
— Я думаю, у проспекта Карла Маркса высокие шансы вновь стать центром притяжения. Даже сейчас я на лекциях спрашиваю, едет ли туда кто-то специально, чтобы погулять. Оказывается, что таких людей много. Они любят бульвар, окружающую их архитектуру и историю. Им неинтересно проводить время там, где нет смысловой нагрузки, а на Карла Маркса она есть, — говорит Головченко.
В пример она приводит историю города Рыбинска в Ярославской области, которая в свое время разлетелась по СМИ и соцсетям. Там на исторических домах стали делать вывески в дореволюционном стиле. Подключились даже всероссийские бренды. Шум в медиа напитал турпоток. Местные власти не могли игнорировать эффект и следом занялись реставрацией фасадов. В выигрыше оказались все: бизнес и городская казна. Их доходы выросли.
Ангелина Головченко верит, что Ставрополь вполне обладает аналогичным потенциалом. Но, чтобы заварить такую "кашу", надо несколько ингредиентов: политическая воля, готовность крупного бизнеса отказываться от сверхдоходов в пользу сохранения идентичности города и внимание горожан к судьбе Ставрополя.