Общество

Подвиг учителя в годы войны: в память о тех, кто победил Ставрополь (Кавказ)

Подвиг учителя в годы войны: в память о тех, кто победил Антон Сериков. Центр знаний «Машук»

Команда «Машука» возрождает память о героических подвигах педагогов в годы Великой Отечественной войны в новом проекте «Подвиг учителя», истории для которого были собраны со всей России и из дружественных государств.

По поручению Президента России Владимира Путина 2025 год был объявлен Годом защитника Отечества. Это период, когда каждый получил возможность внести свой вклад в сохранение памяти о Великой Победе, 80-летний юбилей которой отмечается в текущем году, почтить подвиг героев и передать инициативу будущим поколениям. 

В знак национального единства и патриотизма в стране стартовало множество просветительских, образовательных и культурных проектов, посвященных защитникам Родины. Флагманом этой работы стал Центр знаний «Машук», запустивший серию видеороликов, посвященных подвигу педагогов-героев в годы войны. Проект эффектно дополнил патриотическую компоненту мероприятий, реализующихся Центром, в числе которых: педагогический образовательный форум «Воспитываем будущее, сохраняем ценности Отечества», авторские программы «Директор на высоте», «Педагогический марафон», «ПедСовет», «Родительская Академия» и другие.

Проект «Подвиг учителя» команда «Машука» презентовала в День Победы, опубликовав в социальных сетях первую из пятнадцати историй цикла «Подвиг учителя». Она посвящена учителю математики, который проявил мужество и героизм при создании единственной  транспортной артерии в условиях блокады Ленинграда. Его биографию рассказал генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

«В проекте «Подвиг учителя» наша команда вспоминает тех, чьи имена олицетворяют безусловный пример мужества, безграничной стойкости и верности Родине. Интерес к проекту проявили не только соотечественники, но и представители зарубежных государств, что еще раз подчеркивает значимость истории как объединяющего фактора. Мы рассчитываем, что и для молодого поколения, в том числе будущих педагогов, проект станет значимым этическим ориентиром», – отметил Антон Сериков.

Проект реализуется совместно с участниками Всероссийской историко-просветительской программы Музея Победы «Школьный музей Победы», которые отобрали яркие биографии педагогов, внесших свой вклад в разгром нацизма.

Наша редакция встретилась с командой Центра знаний и выяснила, как создавался проект и какие истории стали его частью.

Есть жизни дороже своей…

Некоторые биографии героев наглядно подчеркивают беспрецедентный подвиг советских женщин, вставших на защиту Родины. Имя Матрены Вольской по праву вписано в героическую историю нашей страны. Она была сельской учительницей, а с началом войны проявила мужество отважной разведчицы партизанского отряда. Вольская летом 1942 года сыграла ключевую роль в операции по спасению более чем трех тысяч детей и подростков Смоленской области от готовившейся карательной акции гитлеровцев. 

«Руководство операцией возложили на Матрену Исаевну, в помощь ей определили учительницу Варвару Полякову и медсестру Екатерину Громову. Им на тот момент не исполнилось еще и 25 лет. Более двухсот километров шли они к прифронтовой станции Торопец. Путь был крайне опасным. Колонну обстреливали с самолетов, сбрасывали листовки, нацисты отравляли колодцы. 

Идти приходилось по минным полям, в которых партизаны проложили узкие тропы и охраняли их особо, чтобы дети не свернули ни на шаг в сторону. Вольская подбадривала добрым словом уставших ребят, сама старалась держаться уверенно, но лишь она одна знала, что стоят ей эти уверенность и спокойствие», – говорится в истории, подготовленной учителем Смольковской школы Нижегородской области Надеждой Сташкиной. 

Еще один пример безграничной стойкости и мужества проявил Алексей Козлов – старший воспитатель детского дома инвалидов в Новом Петергофе под Ленинградом. Когда враг прорывался к северной столице, чтобы замкнуть кольцо блокады, подопечных Алексея эвакуировать не успели – 138 детей остались в зоне, простреливавшейся немцами, а из всего коллектива работников на месте остались только пять человек. 

Тогда Алексей Козлов взял на себя значительную часть работы по обеспечению воспитанников едой и водой. Когда запасы продуктов иссякли, он под огнем ушел в Ораниенбаум, где доложил о ситуации и попросил о помощи в эвакуации. Благодаря этому поступку дети были спасены.

Подвиг учителя в годы войны: в память о тех, кто победил  Ставрополь (Кавказ)1 Алексей Козлов

«Воспитатели рано утром накормили детей более плотным завтраком, надели теплое белье и каждому на пуговицу привесили мешочек с неприкосновенным запасом питания. Слабых и больных на руках выносили из подвала, добирались с ними до канавы. Самое трудное было – перебежать шоссе. Немцы сразу открывали огонь, и тогда воспитатели бросались на землю, укрывая детей собою. 

К вечеру переход был благополучно завершен. Впереди их ждал нелегкий путь на грузовике в Ораниенбаум по простреливаемой дороге. Зиму провели в Больших Ижорах на берегу Финского залива. Жили в бараках, было очень холодно. От мороза стены покрывались инеем, печь топили через день, чтобы согреться, жались друг к другу», – пишет о подвиге Алексея Козлова советник директора школы №58 Санкт-Петербурга Ольга Баскакова.

Убедившись, что дети в безопасности, он попросился на фронт, прошел от Курской дуги до Берлина. Когда закончилась война, сразу же отправился в тот самый детский дом инвалидов к своим воспитанникам.

Подвиг без оружия

Команда Центра знаний «Машук» уверена, что нельзя забывать о подвигах, совершенных в тылу. Яркий тому пример – история Варвары Касаткиной, которая не участвовала в боевых операциях, не держала в руках оружия. Она осталась с детьми в занятом фашистами селе, месяц за месяцем несмотря на ужасы оккупации  продолжала преподавательскую деятельность.

Не остался незамеченным и подвиг кировчанки Раисы Мальковой. Вскоре после начала войны ее муж ушел на фронт, а Раиса осталась с четырьмя маленькими детьми на руках. При этом она не только не бросила свою учительскую миссию, но и работала на полях колхозов вместе с коллегами и учениками. О ней и ее учениках писали местные газеты, этот класс ставился другим в пример. Раиса Малькова не дожила до Победы считанные часы. Она умерла от болезни в ночь на 9 мая 1945 года.

Победы на войне и в мирной жизни

Особое место в проекте занимают истории учителей, отважно сражавшихся на фронте. Одна из таких историй – биография Василия Петухова, который еще до войны зарекомендовал себя как талантливый молодой педагог и организатор. Он получил в распоряжение отстающую школу, но быстро сумел превратить ее в одну из лучших в городе.

Когда началась война, в течение первых месяцев Петухов продолжал работать, но затем был призван, после учебы стал командиром артиллерийского взвода.

«В первом же бою за станцию Крынки, подбив два танка и подавив огневую точку врага, он зарекомендовал себя храбрым командиром и был награжден медалью «За боевые заслуги». А затем бои за Вильнюс, Каунас, Кенигсберг, в Восточной Пруссии. Был дважды ранен. Из-под Кенигсберга полк перевели на дальневосточное направление, где старший лейтенант Петухов, командир батареи, участвовал в разгроме квантунской армии. 

Василий Васильевич Петухов проявил себя смелым, отважным, решительным офицером и был удостоен ордена Красной Звезды в 1944 году», – говорится в материалах, подготовленных заместителем директора тульского Центра образования №25 с углубленным изучением отдельных предметов Натальей Леонтьевой.

После демобилизации Василий Васильевич вернулся к учительской работе, возглавлял школу-интернат в Ленинских Горках, затем среднюю школу в Электростали.

Подвиги некоторых учителей удостаивались самых высоких наград. Золотую звезду Героя Советского Союза получил Михаил Русанов. До войны он успел поработать в школе, а на фронте оказался практически с первых дней фашистского вторжения.

Участвовал в оборонительных боях под Ленинградом в 1941-1944 годах, в Гатчинско-Ропшинской операции, в освобождении города Кингисепп, в боях на Нарвском направлении, в Выборгской операции, в освобождении Эстонии, в Восточно-Прусской операции, а закончил войну в боях за выход к Балтийскому морю в районе города Штральзунд в 1945 году. Был четырежды ранен».

После войны вместе со всей страной Михаил Русанов вернулся к мирной жизни. Тридцать лет проработал учителем физкультуры в сельской школе.

Память, объединяющая поколения 

Наша редакция получила обратную связь от участвующих в проекте учителей российских школ. Они поделились мнениями о проекте и о биографиях педагогов-героев, которые вошли в него.

«Подвиг учителя» меня очень заинтересовал. Он резонирует с той поисковой работой, которая идет в нашей школе №20 Нальчика. В ее рамках для зала боевой славы учащимися и педагогами был собран большой материал для проекта «Наши учителя – участники ВОВ». 

Среди них и мой родной дядя Биля Батырбекович Мамиев, учитель истории. Как рассказывала моя мама, он был интеллигентным, очень грамотным, разносторонне развитым и душевным человеком. В своих письмах, которые присылал с фронта, писал, что у него все хорошо, и пусть мать и сестры не переживают, приедет с победой. Интересовался тем, как живут соседи, как выживает колхоз», – отмечает педагог-организатор школы №20 Нальчика Роза Алхасова.

К сожалению, судьба Били Батырбековича оказалась трагичной, он ушел на войну в 1941 году, а в 1943 пропал без вести под Сталинградом. Мать и сестры долго не верили в его гибель, ждали, что он вернется. Сегодня уже для новых поколений семьи включение информации о нем в проект «Подвиг учителя» стало очень важным знаком, показывающим, что память о героизме их предка жива. 

В проект, инициированный Центром знаний «Машук», вошли 15 историй, но примеров героизма педагогов, как и представителей других профессий, несравнимо больше. Память о каждом подвиге, совершенном в годы Великой Отечественной войны, достойна бережного сохранения и передачи новым поколениям россиян. Поэтому нынешняя инициатива обязательно получит свои продолжение и развитие, в том числе в рамках новых просветительских проектов, организованных Центром знаний «Машук».

СПРАВКА

Центр знаний «Машук» – Всероссийский центр подготовки просветительских и управленческих кадров в области образования, молодежной политики и воспитательной работы, расположенный в Пятигорске у подножия горы «Машук». 

Он был открыт в августе 2022 года и стал одним из первых трех круглогодичных молодежных образовательных центров наряду с Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» (Подмосковье) и Академией творческих индустрий «Меганом» – проектом «Таврида.АРТ» (Крым). 

Реклама. АНО «ЦЗ «Машук» ИНН: 9701261021

Фото: АНО «ЦЗ «Машук»

Источник: mk.ru

Читайте также

Тренера погибших на трассе под Пятигорском подростков-велосипедистов заключили под стражу

Около трех млн рублей направили на зарплаты ставропольским школьникам в июле

Фейком оказалась информация об избиении девочки-подростка на Ставрополье

Проект с акцентом на поддержку участников СВО представил министр строительства Чеченской Республики Ставрополь (Кавказ)

Капремонт дороги завершили в станице Предгорного округа

Создание ОЭЗ в Пятигорске требует 50% заполненности будущего номерного фонда

На Ставрополье пройдут памятные акции ко Дню памяти и скорби

Кисловодск вошёл в топ-3 романтичных курортов России

Более 260 кустов дикорастущей конопли ликвидировали в Советском округе

Последствия непогоды устраняют энергетики в восьми округах Ставрополья

Девять народных проектов реализовали в Георгиевском округе по губернаторской программе

«Автодор» ввел абонементы на проезд по участкам трассы М-12 «Восток» Ставрополь (Кавказ)

Оставить комментарий

8 × 1 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) ОК Подробнее