Член Ассоциации историков Союзного государства России и Беларуси Александр Паныч обратил внимание, что союзники, хотя и единства мнения между ними по этому вопросу не было, в конце войны договорились о проведении политики очищения Германии и Австрии от нацистской идеологии. По его словам, речь шла об очищении экономики, социальной, культурной, образовательной и политической жизни.
Фото: архив Госфильмофонда.
Разницу в подходах видно до сих пор
Главный специалист Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Дмитрий Суржик отметил, что политика «пяти Д» была согласована участниками антигитлеровской коалиции. Ее главная цель – не допустить возрождения нацизма. После Второй мировой войны эта политика полностью так и не была реализована.
– Интересно то, что принцип «пяти Д» был совершенно по-разному реализован в Западной Германии (бывших оккупационных зонах США, Великобритании, Франции) и на подконтрольных Советскому Союзу территориях. Последствия, разницу в этих подходах мы видим до сих пор. Это касается многих политических вопросов современной Европы и Германии, – считает Дмитрий Суржик.
Он подчеркнул, что на Западе политика принятых «пяти Д» была проведена поверхностно. Требования закона и самой концепции полностью были применены лишь частично.
– Хотя механизм был скрыт, но будущее Европы писали управленцы, которые зарекомендовали себя еще при третьем рейхе. И сыграли свою роль в формировании менталитета будущих поколений немцев. Среди идеологов был и Аксель Шпрингер – западногерманский медиамагнат, который никогда не скрывал своих праворадикальных взглядов, поддерживал власовцев и прочих нацистских пособников. Причем довольно открыто, – сказал Дмитрий Суржик.
По словам эксперта, денацификация и другие структурные моменты концепции «пяти Д» на территориях, подконтрольных коллективному Западу, носили сугубо символический характер. Денацификация, демилитаризация и декартелизация, поверхностно (и это было осознанно) проведенная западными союзниками, заложили бомбы под послевоенный миропорядок, в формировании которого они также принимали участие. Именно националисты во власти ряда стран постоянно саботируют российские проекты резолюций ООН о неприятии нацизма. Именно они поддерживают майданный режим на Украине.
Как утверждает историк, война с нацизмом не закончилась не только взятием Берлина, но и мировой победой — окончанием Второй мировой войны. Ростки зла остались и продолжали медленно с позиции мягкой силы работать против всех стран-победительниц, освободителей. Фактически западные методы информационной войны (как и ее оперативные офицеры) были переключены для борьбы против Советского Союза.
Основа новой Германии
Политика «пяти Д» — принципы, согласованные на Потсдамской конференции 1945 года. Они включали в себя пять главных принципов послевоенного устройства жизни в Германии.
Денацификация — ликвидация всех нацистских организаций и влияний.
Демилитаризация – полное разоружение Германии — включала в себя роспуск армии, ликвидацию запасов оружия и полный демонтаж военно-промышленного комплекса.
Децентрализация — передача функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень (городов, поселков и деревень). А в экономической области — деконцентрация (рассредоточение) экономической мощи Германии.
– Предусматривался роспуск крупных промышленных предприятий и цепочек, которые ранее составляли основу экономической мощи рейха. К слову, политика денацификации, полученный ранее опыт применяются сегодня на Украине, – отметил Александр Паныч.
Еще одна «Д» – демократизация, то есть восстановление гражданских свобод, многопартийных выборов и разделения властей. Демократизация в западных странах дошла до того, что адъютант Гитлера и генерал вермахта Отто Ремер в начале октября 1949 года создал социал-имперскую политическую партию, чья программа отчасти повторяла нацистские установки.
И демонтаж – разборка объектов германской промышленности, в частности, металлургии и тяжёлой промышленности. Целью демонтажа со стороны СССР являлось устранение ущерба, нанесенного Германией.
Контроль
Эксперт рассказал, что после окончания войны был создан союзнический контрольный совет СКС. В самом начале своей работы совет занялся отменой нацистских законов. Вполне логично, что одним из первых решений было объявление вне закона национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).
– Одна из самых известных директив СКС – №38 «Арест и наказание военных преступников, национал-социалистов, милитаристов и интернирование, контроль и наблюдение за возможно опасными нацистами». В ней были сформулированы пять категорий нацистских преступников, которые подлежали денацификации и так далее. Директива предусматривала для нацистских преступников разные сроки заключения и санкции, – рассказал Паныч.
По его словам, денацификации подлежали главные нацистские преступники, нацистские преступники, второстепенные нацистские преступники, попутчики (номинальные нацисты).
Лица пятой категории – не сотрудничавшие с нацистами антифашисты — объявлялись невиновными, оправдывались и денацификации не подлежали. Наказание зависело от степени виновности: заключение до десяти лет, увольнение с ответственных постов, запрет занимать определенные должности, прежде всего политические, лишение пенсий и денежный штраф.
– Для всех категорий предусматривалось то или иное поражение в правах, чтобы бывшие нацисты в зависимости от степени своей вовлеченности не могли занять в новой Германии ключевые политические и экономические посты, – утверждает историк.
Он добавил: рассматривая позиции Великобритании, США и СССР, надо понимать, что они имели сильные различия. Главная идея Советского Союза о том, что должен быть справедливый суд над каждым преступником, которая рассматривалась на Ялтинской конференции в конце войны, не находила понимания со стороны западных союзников.
Разные подходы
– Премьер Британии Черчилль считал, что никакого суда и следственных действий не нужно. Президент США Рузвельт эту позицию поддерживал. Правда, когда Рузвельт увидел в ходе конференции, насколько от рук нацистов пострадали Ялта и Севастополь, узнал, какие были жертвы, он сказал Сталину, что, если тот даст ему список в 50 тысяч виновных фашистов, которых надо расстрелять, он эту идею поддержит, — рассказал Александр Паныч.
Несмотря на это единой точки зрения по послевоенному наказанию нацистов не было. Одна из причин, по мнению эксперта, в том, что речь шла о целом государстве. Десятки, если не сотни тысяч человек работали на рейх.
– Многие из союзников рассуждали так: раз мы строим новую демократическую Германию, ею кто-то должен управлять, а где взять опытных специалистов в той или иной сфере? Так и появились пять категорий преступников. Мол, главных осудим, других ограничим в правах, но другим дадим второй шанс, – говорит Паныч.
По мнению союзников, людей из пятой категории следовало относить по факту к невиновным. Часть из других категорий могли рассчитывать на должности в новом государстве. В частности, из них предполагалось формирование органов управления Федеративной Республики Германия.
Долгосрочный мир
– Союзники рассматривали каждого специалиста в своем понимании. Если взять физиков, атомщиков, ракетчиков и тех, кто показывал лояльность к новым партиям, были готовы использовать в своих интересах, – рассказывает Александр Паныч. – Бывшие немецкие генералы, попав в советский плен, впоследствии, возвращаясь в Германию, служили в бундесвере (вооруженные силы послевоенной Германии).
Эксперт отмечает, что задача всех посадить, конфисковать имущество или сделать изгоями в обществе не стояла. Никто из союзников не хотел повторения ситуации, сложившейся после Первой мировой войны. Тогда Германию унизили и буквально поставили на колени. Это привело к росту националистических настроений в стране и помогло продвижению нацисткой партии к власти.
– Советский Союз хотел долгосрочного мира. Сталин говорил, что «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается». При восстановлении Берлина СССР оказал разбитой Германии большую помощь. Уже позже это стало делать сложнее, начались портиться отношения между союзниками. А на современной Украине со временем проросли зерна нацистского рака. Мы – братские народы и снова ведем борьбу с нацистами, чтобы додавить это зло. У нас общие культура и история, которую пытаются стереть последователи нацисткой идеологии. Позволить этому случиться нельзя, – заметил Александр Паныч.
Новое противостояние
Ряд оперативных офицеров нацистских спецслужб и СС, осужденных Нюрнбергским трибуналом, бежали в Латинскую Америку. Некоторые из этих стран, в то время находившихся под контролем различных диктаторов, принимали бывших бонз рейха, в некоторых случаях даже использовали в пользу своих режимов.
В 2023 году Канаду и ее правительство раскритиковали во всем мире за аплодисменты нацисту в парламенте страны. Причиной стали аплодисменты в парламенте Канады, адресованные 98-летнему Ярославу Гунько, урожденному выходцу с Западной Украины, который воевал на стороне нацистского подразделения СС «Галичина» во время Второй мировой войны.
– Это один из примеров западной политики денацификации с июня по август 1945 года, когда Вторая мировая еще гремела в Тихом океане. Будущий президент США, командовавший западными силами союзников в Европе, Дуайт Эйзенхауэр, вел переговоры с бандеровцами из украинского главного освободительного отдела совета (УГВР). Канада в годы Второй мировой войны была центром подготовки англо-американской информационной войны против Германии, а потом всех специалистов по психологическим операциям переключили на борьбу с СССР как нового идеологического противника США в ходе начала холодной войны, – сообщил Дмитрий Суржик.
Источник: mk.ru