Фото: Ставропольский филиал Президентской академии
В России инициировано создание национального страхового оператора, специального учреждения, нацеленного на поддержку российских судов, занимающихся экспортом сырья. Этот шаг предусмотрен в проектной документации, касающейся Стратегии освоения Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора, рассчитанной до 2050 года.
Основой для таких инициатив стали антироссийские меры, введенные в 2022 году, которые затронули страхование отечественного танкерного флота. Западные страны, входящие в «Большую семерку», установили ограничения для страховщиков, обслуживающих суда, нарушающие ценовой лимит на российскую нефть, равный 47,6, что привело к значительному сокращению объемов страхования танкеров, перевозящих российское сырье, западными компаниями. Ранее эти компании соглашались работать с танкерами только в период, когда фактические цены падали ниже установленного лимита, однако новое снижение сделало сотрудничество с европейскими страховщиками практически невозможным.
В результате санкционного давления Россия потеряла доступ к международным механизмам страхования, лицензирования и регистрации судов, а также столкнулась с запретом на заход и обслуживание своих судов в ряде иностранных портов. В такой ситуации создание национальной страховой компании для защиты рисков при экспортных сырьевых перевозках выглядит как логичный и обоснованный ответ.
Формирование государственной страховой структуры с надежным капиталом и поддержкой государственных органов позволит России самостоятельно предоставлять страховое покрытие для экспортных поставок, что особенно актуально для масштабных проектов, таких как Северный морской путь и Трансарктический коридор. Среди потенциальных партнеров, готовых признать новую российскую страховую организацию, называются Китай, Индия и Турция.
Специалист в области экономики и страхования, доцент Ставропольского филиала Президентской академии Ася Ионова, подчеркивает важность этого шага: «Страхование танкеров, перевозящих нефть, остается критически важным вопросом, особенно учитывая потенциальный экологический ущерб в случае аварий. В настоящее время страховые полисы для таких танкеров могут оформляться либо в российских компаниях, либо в дружеских юрисдикциях».
Эксперт также отметила, что организация национального центра страхования требует тщательного обсуждения с представителями нефтяной отрасли. Концентрация страховых услуг в одной организации в условиях санкций может привлечь внимание недружественных государств к такому крупному игроку на рынке.
«Таким образом, создание национального страхового оператора не только отвечает текущим вызовам, но и открывает новые возможности для укрепления позиций России на международной арене в сфере морских грузоперевозок», — заключила Ася Ионова.
Ранее эксперт рассказал о перспективах развития агротуризма на Северном Кавказе.
Источник: mk.ru