В ставропольских учебных заведениях перестраивают работу, чтобы повысить востребованность выпускников на рынке труда
Педагогическое сообщество Ставрополья работает над тем, чтобы выпускники краевых вузов и колледжей с каждым годом становились все более успешными и востребованными на рынке труда. Эта деятельность ведется в том числе в рамках реализации национального проекта «Образование», а также связанных с ним федеральных образовательных проектов и региональных программ.
Обновление системы профориентационной работы является одной из ключевых задач системы образования в России. Фото: минобр СК.
Профессиональный минимум и перезагрузка
Изменения происходят комплексные, и начинаются они со школьного этапа обучения будущих ставропольских профессионалов.
Так с первого сентября нынешнего года в краевых школах внедрена Единая модель профессиональной ориентации – так называемый профориентационный минимум, участниками которого являются обучающиеся 6-11 классов. В рамках новой модели ученики старших классов еженедельно по четвергам знакомятся с различными видами профессиональной деятельности, получают информацию о прорывных технологиях, освоенных российскими учеными и инноваторами, и, соответственно, о новых перспективных видах занятости. Кроме того, частью нового курса станет и содержательный разговор о рынке труда – о том, как грамотно общаться с работодателями и защищать свои интересы. Отдельные методические рекомендации разработаны для профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целом, обновление системы профориентационной работы является одной из ключевых задач системы образования в России. Внедрение новой модели происходит в рамках реализации проекта «Билет в будущее», являющегося составной частью федеральной инициативы «Успех каждого ребенка».
«Мы планируем, что в рамках единой модели профориентации будет заложен универсальный набор инструментов по проведению профориентации учащихся. В рамках внеурочной деятельности и других мероприятий образовательные организации могут выбрать один из следующих уровней: базовый (40 часов в течение учебного года), основной (60 часов) и продвинутый (80 часов)», — объяснял новые подходы глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.
Но еще более серьезные изменения происходят в учреждениях профессионального обучения, прежде всего, колледжах. Ставрополье, вместе со всей страной, проводит перезагрузку их работы.
Под обобщенным термином «перезагрузка» подразумевается сразу несколько процессов. Один из них — реализация проекта «Профессионалитет», подразумевающая создание образовательно-производственных кластеров. По России таких кластеров появилось уже больше двух сотен, в том числе один на Ставрополье. В рамках кластеров колледжи и техникумы объединяются с профильными работодателями и совместно развивают новые, современные учебные программы. У такого сотрудничества немало преимуществ, главное из которых состоит в возможности давать больше практического опыта студентам. При этом тренинги и практические занятия ведутся на оборудовании партнерских предприятий, то есть максимально близком к тому, на котором выпускникам предстоит работать после получения диплома.
В нашем крае самым ярким примером успешно действующего кластера стало объединение восьми образовательных организаций и 19 предприятий, работающих в агропромышленной сфере.
А всего в рамках проекта «Профессионалитет» в регионе обучается более 1670 студентов по семи образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе агрономии, эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования, ветеринарии, зоотехнии, электроснабжению, землеустройству, информационным системам и программированию.
Кроме того, перезагрузка включает в себя и ускоренное обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, в том числе по линии национального проекта «Образование». К нынешнему моменту на базе ставропольских колледжей создано 26 современных мастерских, охватывающих самый широкий перечень компетенций – от визажа и стилистики, кондитерского дела, до архитектуры и обслуживания автомобильной техники, эксплуатации сельскохозяйственных машин.
Стоит добавить, что развитие системы профессионального образования в крае находится на постоянном контроле высшего руководства, включая лично губернатора Владимира Владимирова. Важной инициативой со стороны главы края стало недавнее поручение об увеличении числа бюджетных мест по рабочим специальностям в колледжах Ставрополья.
«Сегодня мы наблюдаем большой запрос от работодателей на рабочие специальности. Необходимо проанализировать работу нашего среднего профессионального образования и подготовить предложения по увеличению финансирования бюджетных мест на рабочие специальности. Соответствующий запрос исходит от наших предпринимателей, которым не хватает таких специалистов на рынке труда. Уверен, что увеличение бюджетных мест по рабочим специальностям поможет с решением этого вопроса», — отметил Владимир Владимиров.
Новые здания, новые технологии
Не менее серьезный акцент в развитии делается на повышении доступности и качества образования – причем как базового, так дополнительного. С этой целью в городах и районах края возводятся новые здания учебных заведений, открываются современные и высоко оснащенные центры обучения по различным направлениям.
Всего с начала 2021 года в крае построено или реконструировано семь школ на 4776 мест, 19 детских садов на 2800 мест. До новогодних праздников планируется ввести в эксплуатацию еще по три школы (суммарно более 2400 мест), и детских сада почти на 400 малышей. В следующем году краевая система образования пополнится еще пятью учреждениями, где смогут обучаться почти пять тысяч детей и подростков.
Значимым механизмом развития стал региональный проект «Модернизация школьных систем образования», в рамках которого ведется капитальный ремонт школьных зданий. В прошлом году через обновление прошли 11 учебных заведений, в нынешнем году масштаб капремонта увеличен втрое – работы будут завершены на 33 школах. Схожими темпами будет вестись ремонт и в ближайшие два года.
А вот начиная с 2025 года планируется выделение субсидии из федерального бюджета на проведение ремонтных работ в дошкольных образовательных организациях.
В целом, реализация национального проекта «Образование» уже открыла немало новых возможностей для обучения юных ставропольцев. Достаточно напомнить, что за последние пять лет в крае открылись более 270 центров образования «Точка роста». Каждый из них оснащен оборудованием для качественного обучения информатике, технологии, ОБЖ – в арсеналах центров «Точка роста» есть и 3D-принтеры, и квадрокоптеры, и шлемы виртуальной реальности, не говоря уж о ноутбуках, медиаоборудовании, микроскопах и цифровых лабораториях физического, химического, биологического профилей.
Параллельно с этим были запущены в эксплуатацию технопарки «Кванториум», два из них на стационарной базе, один – в мобильном формате, позволяющем посещать даже самые отдаленные учебные заведения. А в прошлом году в Георгиевске впервые принял воспитанников еще один «Кванториум» — на этот раз прямо при школе. Все эти площадки оснащены высокотехнологическим оборудованием, где дети могут получать дополнительные знания по самым разным специальностям, но преимущественно – техническим и естественно-научным. Главный критерий – перспективность профессии и ее востребованность на рынке труда в ближайшие годы. Именно поэтому особенной популярностью учащихся пользуются курсы по 3D-моделированию, мобильной разработке и основам робототехники.
Эту систему обучения современным технологиям органично дополнило открытие Центра цифрового образования «IT-куб», где дети знакомятся с технологиями искусственного интеллекта, программирования и цифровой безопасности. С сентября начал полноценную работу работу Центр развития способностей и талантов детей и молодёжи «Сириус26», созданный в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка в Ставропольском крае». А по региональному проекту «Цифровая образовательная среда» на сегодняшний день уже 325 школ и колледжей получили новое компьютерное оборудование.
«Особую важность для нас имеет создание условий для обучения и воспитания ребят с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому повышенное внимание уделяется ремонту и обновлению материально-технического оснащения в коррекционных школах. За пять лет в 19 таких учреждениях были созданы специализированные мастерские, позволяющие эффективно обучать детей по целому ряду востребованных направлений. Это столярные и слесарные работы, картонажно-переплетное дело, типографические специальности, швейное, парикмахерское и гончарное мастерство, а также массаж, резьба по дереву и сельскохозяйственные виды занятости. Выбор создан неплохой, и в каждом случае ученик может получить самый современный набор знаний и практических навыков, при этом с учетом особенностей его здоровья», — подчеркивает министр образования Ставропольского края Мария Смагина.
Темпы развития отрасли не планируется снижать и в ближайшие годы. В будущем году примут учеников еще 73 новых центра «Точка роста», в Буденновске, Пятигорске и Минеральных Водах заработают школьные технопарки «Кванториум», кроме того, в Минеральных Водах откроется еще один «IT-куб». Будут отремонтированы 26 школьных спортивных залов, 40 школ и колледжей оборудуют современной компьютерной техникой. Активно будет идти и процесс создания на базе учебных заведений новых ресурсов для обучения и воспитания – в том числе театров, музеев, медиацентров, спортивных и туристических клубов.
Главное – поддержка учителя
И все же в педагогике есть куда более важное условие для успеха, чем качественный ремонт в зданиях и современная техника. Это условие – люди, педагогические коллективы, их мотивация к труду и стремление выполнить свое призвание.
Поэтому, заботясь об обновлении материально-технической базы, еще большие усилия краевое министерство образования вкладывает в повышение престижа учительской профессии, привлечение в нее грамотных и мотивированных специалистов. Очень значимым подспорьем в этом деле стало проведение мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника, объявленному Президентом Владимиром Путиным.
И неслучайно именно на ставропольской земле, в образовательном центре «Машук» в Пятигорске Президент 4 марта дал старт проведению Года. Это стало большой честью для всех учителей, воспитателей и наставников края.
За прошедшие с тех пор месяцы сделано очень многое. План проведения Года на Ставрополье включил в себя около полутора сотен мероприятий, и большая часть из них уже успешно реализована. В их числе – молодежные форумы в образовательном центре «Машук», краевые школы наставничества, церемонии награждения лучших специалистов отрасли. Развернут цикл мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, а также событий, приуроченных ко Дню среднего профессионального образования, Дню учителя. На нынешний момент их участниками стали уже более 65 тысяч человек, причем не только педагогов, но и представителей органов власти, школьников и студентов, родителей.
При этом краевыми площадками проведение Года наставника и педагога не ограничено – не менее широко он проходит и на уровне отдельных муниципалитетов. Главная задача – охватить событиями Года всех, кто так или иначе сопричастен процессам обучения и воспитания подрастающего поколения.
«Очень радует, что нам удалось вывести эту повестку и в краевое медийное пространство. Отличным примером стал телепроект «Большие перемены», запущенный на телевизионном канале «Свое ТВ». Там еженедельно в доступной и понятной форме освещаются самые разные вопросы, которые волнуют учителей и учеников, родителей, или общество в целом. Это хороший способ обеспечить более полную открытость и прозрачность тех процессов обновления, которые сегодня идут в системе образования Ставрополья», — подчеркивает Мария Смагина.
Среди других инициатив, направленных на поддержку педагогического сообщества края, стоит выделить проведение ряда профессиональных конкурсов, в том числе регионального этапа конкурса «Учитель года России». Он, кстати, в нынешнем году пополнился новой номинацией – «Лучший учитель родного языка и родной литературы». При этом премия победителю увеличена до 500 тысяч рублей, так же, как и за победу в конкурсе «Воспитатель года России». Другие конкурсные площадки объединяют мастеров производственного обучения, воспитателей, педагогов-дефектологов, школьных библиотекарей, учителей, внедряющих здоровьесберегающие технологии. За год около трех тысяч ставропольских работников сферы педагогики получают заслуженные награды различного уровня.
Отдельное по значимости направление работы – поддержка кадрового обновления, привлечения в отрасль молодых специалистов. В рамках проекта по модернизации педагогического образования Минпросвещения РФ, в Ставропольском крае открыто более двухсот профильных классов психолого-педагогической направленности, в них единовременно обучается около 1600 человек, многие из которых выберут именно учительскую стезю для дальнейшей карьеры.
Продолжает в регионе свою работу и программа «Земский учитель», направленная на привлечение преподавателей в школы отдаленных поселений. За три года по ней приехало учить сельских детей около полусотни специалистов, получивших за этот шаг весомую финансовую поддержку.
Реализуются и краевые меры социальной поддержки педагогов, среди которых, в частности, учрежденный в нынешнем году Ведомственный нагрудный знак «Почетный наставник сферы образования Ставропольского края».
Кстати
На территории Ставропольского края обучается порядка 67 тысяч студентов в 104 образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Обучение ведется по более 100 профессиям и специальностям. Большинство реализуемых профессий и специальностей входят в топ-50 наиболее востребованных. Пользуются наибольшей популярностью учеников и студентов профессии и специальности по следующим отраслям: агропромышленный комплекс и сельское хозяйство, сервис и туризм, здравоохранение, строительство и дорожная инфраструктура, промышленность, педагогика.
Источник: mk.ru