Грозит ли Ставрополью новый вселенский потоп
Жители Ессентуков боятся наводнения
Более 20 лет назад Ессентуки пережили серьезное наводнение, после чего там стали строить бетонное сооружение, но горожане уверены, что оно не спасет от беды. Почему — разбирался NewsTracker.СюжетЭксклюзив
Речка Бугунта довольно небольшая на Ставрополье. Длина всего 43 километра, протекает по Ессентукам и в Карачаево-Черкесии, но и она может все затопить при сильных паводках. Как произошло в 2002 году, когда выйдя из берегов, затопило частые дома в центре города, и люди целые сутки сидели на крышах, спасаясь от стихии.
На ошибках не учатся
«Потоком воды сносило все. Дома, огороды, железнодорожные пути, животных. Были и человеческие жертвы. У нас спасатель погиб. До последнего Олег Головченко вытаскивал людей из водного плена, а потом его вместе с машиной снесло вниз по реке. Горожане потом ему памятник установили за свое спасение ценой собственной жизни», — рассказала местная жительница Наталья.
Впрочем, как иронично замечают сами активисты, памятников на улице Гаевского на самом деле два. Тот, что вверху и посвящен спасателю, стал символом человеческой благодарности. А вот стоит заглянуть вниз склона, под мост, взгляд натыкается на тянущийся частокол из деревьев, плотным кольцом захвативший весь берег устья реки. Собственно, это тоже своего рода «памятник». Но чиновничьему «авось».
А вот стоит заглянуть вниз склона, под мост, взгляд натыкается на тянущийся частокол из деревьев, плотным кольцом захвативший весь берег устья реки. Собственно, это тоже своего рода «памятник».Фото: newstracker.ru
«Тот паводок ничему не научил наших чиновников. Устье давно превратилось в непролазные джунгли, а вокруг образовалась свалка и антисанитария. Причем самый проблемный участок находится в начале Ессентуков, напротив кладбища Франчиха. Там же рядом железнодорожные пути, под которыми предусмотрена небольшая проходимость воды. И если из-за густо растущих деревьев случится затор, огромный район станет маленькой Венецией», — делятся своими страхами люди.
Тогда как в краевом минприроды опасности не видят, так как «по прогнозу Росгидромета паводков в крае серьезных не ожидается».
«Паводки, которые проходят раз в сто лет, были в 2002 году. За последние десять лет таких серьезных дождей больше не случалось и не предвидится», — с завидным оптимизмом уверяет начальник отдела водопользования и охраны водных объектов минприроды СК Александр Спицын.
Тогда как в краевом минприроды опасности не видят. Дескать, по прогнозу Росгидромета паводков в крае серьезных не ожидается.Фото: newstracker.ru
Скандал на 478 млн
Но вот люди не хотят ждать раскатов грома, учитывая ту серию наводнений, что уже охватывает регионы страны. Тем более, что возможность предотвратить опасность есть. Еще в 2005 году после наводнения в Ессентуках началось строительство бетонной конструкции, призванной удержать потоки воды в случае повторения ЧС. Шло строение лотка не шатко не валко. И даже со скандалами, когда в самый пик стройки пришлось менять подрядчика.
До 2018 года на объекте работал ООО «Арго+», и лоток планировалось вводить целиком. Но из-за проблем с подрядчиком было решено разделить его на пять комплексов, из которых только два полностью достроил ООО «Арго+». Потом же ведомство вплоть до июня 2020 года пыталось расторгнуть с ним государственный контракт. Удалось это сделать только в Арбитражном суде СКФО, оставившем в силе решения коллег и взыскав в пользу минприроды штраф в размере более 478 млн рублей за невыполненные работы. В итоге к 2024 году край подошел со следующими результатами:
Но вот люди не хотят ждать раскатов грома, учитывая ту серию наводнений, что уже охватывает регионы страны.Фото: newstracker.ru
«Сейчас у нас готовы первый, второй и пятый пусковые комплексы, а по третьему и четвертому мы решаем вопросы с выкупом около ста земельных участков у горожан. Когда работы будут завершены, заявимся в федерацию, чтобы выделили деньги на достройку лотка», — рассказывают о перипетиях в министерстве.
Причем, в ведомстве подчеркивают, что три гидротехнических сооружения не просто готовы, они уже взяты на баланс в краевую собственность и сейчас решается вопрос с их передачей эксплуатирующей организации. Говоря попросту, идет процедура передачи строений хозяину, которым станет подведомственная минприроды организация — Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения».
«У них уже в эксплуатации находится десять гидротехнических сооружений в крае, и еще 15 мы передаем», — поясняют в минприроды, что у лотка, наконец, появится хозяин.
Поможем в беде, но не профилактике?
Вот только одно но. Он тоже далеко не сразу ринется выкорчевывать деревья и приводить объект в порядок. Бюрократию никто не отменял. Следовательно, сначала нужно отправить заявку в бюджет с просьбой выделить средства на содержание лотка и проведение мероприятий по расчистке русла, потом подготовить проект, найти подрядчика и т. д. Насколько все это может растянуться — большой вопрос. Вопрос безопасности людей. А еще и экономии бюджета.
Ежегодно в том же муниципальном бюджете Ессентуков закладывается не менее 12 млн рублей на ликвидацию последствий при ЧС. Вот и сейчас, как рассказал NewsTracker первый замглавы города Евгений Герасимов, они готовы к любому развитию событий.
Следователь но, начала нужно отправить заявку в бюджет с просьбой выделить средства на содержание лотка и проведение мероприятий по расчистке русла, потом подготовить проекта, найти подрядчика и т. д.Фото: newstracker.ru
«Людей точно в беде не бросим. Мы уже ежедневно мониторим русло реки и замеряем уровень воды. Если в июне она начнет подниматься, тут будет работать дежурная группа, также у нас есть плавательные средства, готова техника», — перечислил чиновник, как усиленно все готовы бороться с ЧП постфактум.
А вот с профилактикой дела обстоят сложнее. Единственное, что может сделать город — убрать покрышки, поваленные деревья, мусор с поверхности реки. Выкорчевка же деревьев — это уже нецелевое расходование бюджетных средств. Такое же, как и в кубанском БВУ Федерального агентства водных ресурсов. Где NewsTracker также пояснили, что реки хоть и являются федеральными объектами, но есть разграничение полномочий.
«Водоохранные мероприятия некапитального характера на реке должны проводить мы. Но водопроводящий лоток относится к капитальному строительству. Заказчики лотка — миприроды края. Значит, это они должны сдержать и обслуживать объект в порядке, расчищать русло, пока не определится эксплуататор», — пояснили собеседники издания.
Как и еще раз напомнили, что «федеральное агентство водных ресурсов неоднократно отмечало готовность оперативного рассмотрения вопроса о выделении средств на завершение строительства объекта, но пока нет всей документации».
«Значит, это они должны сдержать и обслуживать объект в порядке, расчищать русло, пока не определится эксплуататор „, — пояснили собеседники издания.Фото: 26.mchs.gov.ru
Получается, у нас наметился очередной тупик? Когда с одной стороны, сразу несколько ведомств в той или иной мере занимаются вопросом гидротехнического сооружения, и даже развита бурная деятельность. Но вот стоит задать вопрос о четких датах, суммах и ты понимаешь, что за ними не видно той самой безопасности и защищенности, о чем просят люди. Куда больше это походит на белый шум на фоне журчащей речки.
Источник: newstracker.ru