Фото: МК-Кавказ
Природа Кавказа всегда манила русского прозаика Антона Павловича Чехова. И не только ее величественная красота притягивала писателя, но и желание прикоснуться к местам, вдохновлявшим Михаила Юрьевича Лермонтова. Однако лишь на исходе лета 1896 года писателю, питавшему глубокое благоговение перед творчеством Лермонтова, удалось посетить Кисловодск, хотя и всего на неделю. Об этом уникальном визите и его влиянии на творчество Чехова рассказал Сергей Лузин, директор Кисловодского историко-краеведческого музея.
Фото: МК-Кавказ
Сергей Лузин подчеркнул, что Чехов прибыл на Кавказские Минеральные Воды не только по зову сердца и литературного интереса, но и чтобы увидеться со своим давним другом и коллегой, доктором Николаем Оболонским, с которым они вместе учились на медицинском факультете Московского университета. «Можно с уверенностью сказать, что личные связи играли не последнюю роль в принятии им решения о поездке», — отметил Лузин.
По свидетельству личного дневника Чехова, он остановился в гостинице известного владикавказского купца Василия Зипалова, построенной в 1881 году напротив Нарзанной галереи на улице Воронцовской. Эта улица и соседняя Тополевая аллея славились своими питейными и закусочными заведениями с превосходной кухней. Запись Чехова о «Гостинице Зиновьева, ресторане Гукасова на Тополевой аллее» указывает на то, что к 1896 году гостиница сменила владельца, а затем перешла к братьям Зипаловым, получив впоследствии знаменитое название «Россия».
Сергей Лузин пояснил, что, несмотря на краткость дневниковых записей Чехова о кисловодском периоде, они дают уникальную возможность воссоздать картину его пребывания на курорте. «Не вызывает сомнений, что писатель воспользовался целебными свойствами нарзана, о чём свидетельствует его заметка в письме к двоюродному брату Георгию, где он называет его «удивительной штукой», — отметил историк.
Фото: МК-Кавказ
Большую часть времени Чехов проводил в общении с Оболонским, чья резиденция располагалась на одной из дач усадьбы генеральши Жердевой, вблизи Ольховки (ныне территория санатория «Жемчужина Кавказа»). Также писатель встречался и с другими видными медиками того времени, в частности, с санитарным врачом КМВ Павлом Иордановым.
Прогуливаясь по парку, Чехов непременно заглядывал в летнюю читальню, где можно было ознакомиться со свежей прессой и воспользоваться скромной библиотекой. Именно здесь, по предположению Лузина, он вновь перечитал «Княжну Мери» Лермонтова и беседовал со смотрительницами. «Такие мелочи могли стать для него источником вдохновения», — прокомментировал директор музея.
Важной частью курортной жизни Чехова стало увлечение музыкой. Он посещал выступления Кисловодского группового оркестра, который ежедневно давал концерты. Для этих целей в 1896 году была специально построена большая крытая беседка по проекту архитектора Ивана Байкова, способная вместить до 40 музыкантов и обладавшая хорошими акустическими данными.
«Именно в Кисловодске, среди праздной курортной жизни, возможно, родился замысел одного из самых известных его рассказов», — заявил Лузин, комментируя появление в чеховской записной книжке упоминания о «Даме с мопсом» — первоначальном названии знаменитой «Дамы с собачкой». По его словам, это свидетельствует о том, как зоркий глаз писателя подмечал детали, которые затем трансформировались в великие литературные произведения.
Однако праздничный ритм курорта не смог удержать великого труженика. Уже 1 сентября 1896 года Антон Павлович Чехов покинул Кисловодск, унося с собой новые впечатления и, возможно, первые наброски будущих шедевров.
Ранее «МК-Кавказ» сообщал, что наследие князя Воронцова ждёт обновления.
Источник: mk.ru