— Какими способами могут общаться с должниками профессиональные взыскатели при возврате просроченного долга?
Отвечает главный судебный пристав Ставропольского края
Абдул Аронович Алаудинов:
— Законодательство вводит определенные требования к работе таких организаций и позволяет им общаться с должниками следующими способами:
— личные встречи не более одного раза в неделю;
— смс и голосовые сообщения можно направлять должнику не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц;
— телефонные переговоры не чаще 1 раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц;
— общение с помощью «Робота-коллектора», он будет передавать информацию о задолженности и сроках погашения, все разговоры при этом будут записываться. Но должна быть предусмотрена возможность переключения на «живого» сотрудника. Взаимодействие с помощью «Робота-коллектора» нами будет учитываться наравне со звонками и является непосредственным взаимодействием;
— отправление должнику информации о задолженности через портал «Госуслуги» при условии, что программное обеспечение компании подключено к госпорталу, а должник дал свое согласие на получение таких сообщений. В течение календарного месяца (с 1 по 30 число) количество обращений по одному обязательству не должно превышать 2 сообщений.
— направление гражданам письменной корреспонденции, доставляемой по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными курьерскими службами без непосредственного взаимодействия с ним.
В рабочие дни контактировать можно с 8 утра и до 22 вечера, а в выходные дни с 9 утра до 20.00.
С 1 февраля 2024 года сотрудник организации по взысканию долгов (коллекторское агентство, МФО или банк) при каждом обращении к должнику должен сообщать следующую информацию:
— имя и идентификационный код, присвоенный сотруднику его организацией (если код не присвоен, указывается ФИО);
— полное наименование кредитора;
— информация о задолженности (с указанием ее размера, структуры).
Кроме того, с сентября 2025 года кредиторам или их представителям для взаимодействия с должником с помощью телефонных переговоров или с помощью робота-коллектора разрешается использовать только официальные абонентские номера, выделенные им на основании договора на оказание услуг телефонной связи. Запрещено скрывать номер контактного телефона или адрес электронной почты, с которых поступили вызовы и сообщения. В тексте сообщения должны быть указаны ФИО либо наименование кредитора или его представителя, а также их контактные номера телефона.
Отмечу, что частота общения между кредитором и неплательщиком может быть иная, чем предусмотрено в законодательстве. Такое соглашение должно быть подписано между ними в виде отдельного документа при решении вопроса о реструктуризации долга.
Напомню гражданам еще один момент — кредитор обязан уведомить заемщика о продаже просроченной задолженности не позже 5 рабочих дней после заключения договора одним из следующих способов: через почту, нотариуса, портал «Госуслуги» или лично под роспись. Допускается уведомление по электронной почте, если она указана в кредитном договоре. Также кредитор обязан разместить сообщение о продаже на Федресурсе.