Требование к производителям оснащать свои автомобили, представленные на европейском рынке, системами помощи водителю — история длинная и фактически тянется ещё с 2011 года, когда Еврокомиссия постановила включить в перспективный список обязательных систем ISA, или интеллектуальный ассистент скорости. А с 7 июля этого года в странах ЕС всё-таки вступило в действие правило, в соответствии с которым все новые автомобили на рынке обязаны комплектоваться целым набором ассистентов вождения. Разбираемся, хорошо ли это, плохо ли, и почему эта тема очень актуальна и для нашей страны.
По новым правилам ЕС, с 7 июля 2024 года все новые автомобили, зарегистрированные в странах союза, теперь в обязательном порядке оснащаются целым набором обязательных электронных ассистентов водителя.
Новые системы включают в себя, среди прочего:
— Интеллектуальный ассистент скорости (ISA): система звукового, визуального или тактильного оповещения предупреждает о превышении максимальной разрешённой скорости на данном участке дороги
— Ассистент удержания полосы движения: вмешивается, когда транспортное средство выезжает за пределы полосы движения и может возникнуть угроза столкновения с другим ТС
— Активный стоп-сигнал: следующие за Вами в потоке автомобили предупреждаются о значительном замедлении Вашей машины
— Система помощи при движении задним ходом: предупреждает водителя о людях и предметах, находящихся позади автомобиля
— Система экстренного торможения: система самостоятельно распознает опасную ситуацию и заставляет автомобиль замедляться, чтобы избежать столкновения, или, если это невозможно, смягчить его последствия
— а также «автомобильный чёрный ящик», мониторинг усталости водителя (с функцией оповещения), плюс иммобилайзер, чувствительный к алкоголю.
Однако нас интересует корректность работы таких систем, и что говорят об этом эксперты — как никак, европейцам придётся теперь жить с ними, а у нас эта тема становится всё более актуальной на фоне «наплыва» новых китайских автомобилей с «жирными» комплектациями, напичканными кучей электроники и большим количеством активных систем безопасности и ассистентов вождения.
И недавно эксперты Всеобщего немецкого автоклуба (ADAC) обнародовали ряд исследований, касающихся работы ассистентов и удовлетворённости ими владельцами новых автомобилей.
Что же говорят спецы из Германии? ADAC считает, что ассистенты водителя «являются важным и правильным подходом к повышению активной безопасности транспортных средств». Тем не менее, ADAC регулярно выявляет недостатки систем в своих тестах.
Например, эксперты автоклуба считают необходимым оснащение транспортных средств системой экстренного торможения для снижения числа аварий. По их словам, ассистент удержания в полосе движения также может значительно повысить безопасность (выезд за пределы заданной полосы движения является одной из наиболее частых причин аварий, регистрируемых ADAC при исследовании статистики ДТП, составляя чуть менее 40%).
Вместе с тем в ADAC говорят о том, что регулярно проводимые тесты также выявляют слабые стороны таких систем помощи. Это показывает, например, что в некоторых ситуациях системы удержания полосы движения работают вопреки желанию водителя (!)
Ассистенты заднего хода иногда не распознают очевидные для наблюдателя объекты (например, ограничительные столбики), и экстренное торможение или другие манёвры, которые могут потребоваться, не инициируются [машиной].
Интеллектуальный помощник скорости (ISA), который может быть полезен в качестве вспомогательной системы в отдельных случаях, также, по мнению ADAC, в настоящее время недостаточно совершенен и тоже ошибается.
Слишком большое количество ошибок, например, при обнаружении максимальной разрешённой скорости в сочетании с постоянными предупреждениями или неадекватными вмешательствами в рулевое управление со стороны ассистента удержания полосы, сильно снижает удовлетворённость клиентов.
В связи с этим автоэксперты, которые изучают вопросы автомобильной безопасности в Европе и участвуют в разработке новых правил в этой сфере, ещё и ещё раз призывают производителей выпускать на рынок только хорошо разработанные системы помощи водителю и проводить регулярные обновления ПО для оптимизации их работы.
В то же время, по мнению ADAC, для того чтобы внедрение ассистентов в обязательном порядке приносило свои плоды и не встречало неприятия со стороны рядовых автовладельцев, важно, чтобы автопроизводители подробно информировали клиентов о функциях вспомогательных систем, принципах их работы, и чтобы покупатели опробовали их уже во время тест-драйвов.
Ну и вправду: так хотя бы люди будут понимать, с чем имеют дело, и каких возможных неприятностей можно ждать от этих ассистентов. В конце концов, наверное, правильно сказали немецкие специалисты:
— …Принятие клиентом этих систем также означает, что системы на самом деле остаются активированными во время вождения. А возможность отключения ассистентов при запуске автомобиля по собственному желанию владельцев — это упущенный потенциал безопасности.
Короче говоря, ассистенты реально помогают, и они нужны на дорогах, но для правильной работы их постоянно нужно совершенствовать — кто бы что ни говорил, а всё же зачастую это «сыроватые» технологии. Вот в чём суть проблемы «помощников», которых сейчас пустили «в массы».
Источник: 5koleso.ru