Эксперты подсчитали, как часто случаются пожары среди электрокаров, и сравнили полученные данные со статистикой по автомобилям с обычными двигателями внутреннего сгорания. Результат может удивить, но обратить внимание на любопытные цифры и разные версии в любом случае стоит — мнения разошлись, и здесь есть, над чем поразмыслить.
Наверняка кто-то встречал информацию о том, что буквально в прошлом месяце электрический Mercedes-Benz EQE самопроизвольно загорелся на подземной парковке в Сеуле, Южная Корея. В результате пожара было повреждено не менее 140 автомобилей, 70 из них успели сгореть практически полностью, прежде чем удалось локализовать очаг возгорания и остановить дальнейшее распространение огня.
Теперь Южная Корея рассматривает возможность вовсе запретить электромобили на подземных парковках, при этом в настоящее время в стране действуют ограничения на въезд на такие парковки электрокаров, если оставшаяся ёмкость аккумулятора (SOC, State of Charge) превышает 90%.
А теперь вернёмся к Китаю. Сейчас на китайском рынке, крупнейшем в мире, «автомобили на новых источниках энергии» (NEV), включая электрокары, бьют рекорды продаж. Соответственно, у многих (у надзорных органов тоже) после того, что произошло в Корее, растёт обеспокоенность по поводу безопасности NEV — кто-то выдвигает претензию, что, мол, китайские электрифицированные автомобили «не так безопасны, как их аналоги из других стран». Итак, насколько же безопасны китайские «батарейные» машины на самом деле?
Как бы это банально ни звучало, но сделать однозначный вывод очень сложно. Хотя различные ведомства и аналитические компании сейчас всё чаще публикуют данные, сравнивающие частоту возгорания электромобилей и автомобилей с «традиционными» ДВС, тем не менее, что включено, а что нет, часто сильно различается — в зависимости от того, данные из какого источника мы берём.
Однако из всей информации, которая доступна в настоящий момент, можно сделать универсальный вывод: NEV кажутся более безопасными, чем автомобили с ДВС, когда мы говорим о рисках возгорания.
Так, например, в статье Fast Technology говорится, что, в соответствии с актуальной статистикой, частота возгораний среди NEV снизилась с 1,85 на 10 000 автомобилей в 2021 году до 0,96 на 10 000 машин в 2023 году. К сожалению, источник этих данных не раскрывается, однако одновременно там указано, что для автомобилей с ДВС этот показатель [частота возгораний] составляет около 1,5 на 10 000 автомобилей.
Но этот результат выглядит не таким уж хорошим в сравнении с тем, что содержится в статистике из других стран. Например, в Норвегии, самой электромобильной стране мира, где в августе этого года электрокары заняли почти 95% всего рынка новых автомобилей, количество возгораний среди машин с классическим бензиновым/дизельным двигателем оказывается в аж в 4-5 раз выше, чем среди «автомобилей на новых источниках энергии».
Между тем, издание Guardian, используя данные Шведского агентства по чрезвычайным ситуациям, написало о том, что в 2022 году среди электромобилей и гибридов в среднем произошло 3,8 пожара на 100 000 автомобилей против 68 на 100 000 машин со всеми типами силовых установок. Но здесь есть нюанс: последняя цифра включает в себя, помимо других случаев, и возгорания автомобилей, которые подверглись умышленному поджогу, что автоматически делает любое прямое сравнение некорректным.
Также имеются австралийские данные по пожарам, согласно которым вероятность возгорания аккумулятора пассажирского электромобиля составляет 0,0012% по сравнению с вероятностью 0,1% для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Цифры, разумеется, требуют проверки, но на первый взгляд сразу обращаешь внимание на колоссальную разницу — чуть ли не в 100 раз!
Короче говоря, китайские NEV, похоже, имеют лучшие показатели по безопасности, чем машины с «традиционными» ДВС — в отношении частоты возгораний. Что не до конца понятно, так это то, являются ли китайские «автомобили на новых источниках энергии» такими же безопасными, как и электромобили в других странах, и есть признаки того, что ответ на этот вопрос всё же будет отрицательным, утверждают эксперты рынка.
Однако надо подходить к этому объективно: не зная точно, что включает в себя статистика в конкретной стране, явно преждевременно делать такие выводы. Хотя бы потому, что в Поднебесной статистика берётся именно по NEV, «автомобилях на новых источниках энергии», а это значит, что сюда включены как BEV (батарейные электромобили, «классические электромобили»), так и PHEV, то есть подзаряжаемые гибриды.
Соответственно, та статистика, которую мы наблюдаем по Китаю, и как всё это подсчитывали, означает, что полученные по китайскому рынку данные могут быть просто несопоставимы напрямую с цифрами, полученными в других странах. Да и сочетание PHEV и BEV, конечно, также значительно влияет на фактическую, реальную цифру.
— Вроде и данных много, а вопросы остаются.
Источник: 5koleso.ru